Рецензия на книгу
Пятый персонаж
Робертсон Дэвис
Аноним29 января 2013 г.Жизнеописание главного героя Данстана Рамзи, писателя, преподавателя, исследователя-агиографа. Как сказано где-то на страницах книжки, родная деревня Дептфорд и родители еще в детстве и юности сделали из него морального урода. Я, пожалуй, соглашусь – подразумевая под этим, что моральный урод - это тот, кто совсем не вписывается в мир людей. И не потому, что он такой интересный и особенный фрик, а потому, что он какой-то безропотный невидимка, сам с собой. Тупиковая ветвь эволюции :) Этот человек на протяжении всей своей жизни так и не сблизился ни с кем, у него не было ни одного друга. Всю, всю жизнь - это долго! Немногочисленные кратковременные любовные истории не в счет, в любом случае, Данстан Рамзи вырос убежденным холостяком, охраняющим свою свободу действий и не желающим ничем жертвовать. Впрочем, на мой взгляд, в желании свободы от подобной ответственности нет ничего страшного. Только вот.. герой вроде бы и всем неплох, но слишком незаметен и никому не нужен (что его вполне устраивает!) – и вот это-то в моих глазах уже является грехом :) Пятый персонаж он и есть пятый персонаж.. не люблю таких.
я был тем, кого можно позвать на обед в последнюю минуту, когда кто то другой отказался, я был тем, кто безропотно займет разговором самую скучную в компании женщину, я создавал культурную атмосферу в предельно мещанском сборище сахарозаводчиков и крупных хлебопеков, ничуть не унижая при этом прочих гостей. Иметь меня за столом было почти то же самое, что Рейберна на стене, – у меня был класс, у меня был лоск, и я никого не раздражал.С другой стороны, есть две вещи в характере главного героя, на мой взгляд, достойные бесконечного уважения. Во-первых, он не впал в отчаяние из-за увечий, полученных на войне. Почти для любого молодого человека даже только деревянная нога бы уже послужила причиной для серьезнейшей депрессии. Во-вторых, я уже упоминала, что Данстан Рамзи свято охранят свою свободу – в том числе, отказываясь от отношений с дамами, действительно привлекавшими его, когда они выражали желание, чтобы герой приложил все силы и построил для них двоих такую жизнь, которую желала дама. Он же бескомпромиссно не желал прикладывать силы ни к чему, кроме своих интересов. Так блюсти свое право проживать каждый день жизни, как хочется, быть в глазах окружающих «чудаком» и интересоваться тем, что привлекает именно его, без оглядки на приличия и общественное положение – это мне нравится. Только вот привлекают нашего героя религия, точнее сказки о христианских святых, и цирк, точнее, фокусники-иллюзионисты. Для меня – темы откровенно скучные, чтобы о них читать на протяжении почти половины книжки.
И вдобавок, все действие происходит в окружении таких людей, как Бой Стонтон, своевольный и избалованный «удачник», самовлюбленный промышленный магнат; его поразительно глупая жена Леола, живущая только мужем, который ее ни во что не ставит; миссис Демпстер, женщина с бооольшим приветом, которая из милосердия переспала с бродягой-бомжом; ее зацикленный на фокусах сын Пол, «Магнус Айзенгрим». Ну ни одного приятного героя – а второстепенные часто и еще хуже.
В общем.. Характер главного героя раскрыт лучше некуда, это главный плюс книжки. Язык – тоже очень хороший. Присутствует и исторический фон событий, начало-середина ХХ века, что тоже достаточно интересно – не так уж коротка человеческая жизнь. Но герои все без исключения, на мой взгляд, противные, за них совсем не получается переживать. И еще эти христианские святые да цирковые фокусы... Эх.
1331