Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Room with a View

E. M. Forster

  • Аватар пользователя
    Аноним9 сентября 2021 г.

    Когда-то я много читала исторических любовных романов из тех, в которых определение "исторические" – исключительно для оправдания замков и кринолинов в сюжете. Героиня влюбляется в какого-нибудь прогрессивного для своего времени человека, но чопорное воспитание будто бы не позволяет ринуться в пучину страсти... а нет, через пару абзацев терзаний словно и не бывало, и всё снова в порядке.

    Так вот, в романе Форстера ничего не в порядке. Викторианская эпоха сменяется эдвардианской, нравы становятся свободнее, но высший свет всё ещё живёт по своим неписаным законам. Всерьёз снесёт эти законы Первая мировая и добьёт Вторая, но в начале 20 века дисгармония между приличием и реальностью ещё очень сильна. Впрочем, глядя на нынешнюю британскую королевскую семью, в которой верхом прогресса до сих пор считается морганистический брак, невольно начинаешь сомневаться в окончательном отмирании этого ханженства.

    В этом мире прямодушный человек, отказывающийся от "социальных танцев", в глазах окружающих выглядит грубым и неотёсанным, а другого запросто могут объявить негодяем, поскольку он имел дерзость заявить леди, что его отец принимает ванну. Респектабельность и внешние приличия – вот главное мотто такого общества.


    Стыдливый мир барьеров и преград, которые могут отвратить зло, но добра не принесут - если судить по тем, кто следовал установленным правилам.

    Сесил с его деспотичной высокомерностью олицетворяет собой уходящие викторианские порядки, крепко держащие людей в своих тисках. Джордж ему противопоставлен: он свободен, но неуклюж, как неуклюж ещё формирующийся порядок вещей. Люси разрывается: она тянется к новому, но с детства вбитые ей в голову манеры запрещают желать это новое. Она не понимает своих желаний, однако ей смутно хочется независимости и свободы самостоятельно принимать решения касательно собственной жизни. Путешествие в Италию открывает для Люси иной мир, она начинает осознавать, что бывает иначе, что "социальные барьеры, хоть и неустранимы, все-таки не так и высоки".


    я не нуждаюсь в покровительстве. Я сама способна определить, что подходит мне как женщине, а что нет. Защищать меня от мира - это оскорбление. Мне что, нельзя доверить самой дойти до истины? Почему я должна принимать ее из вторых рук?

    Форстер с сочувственной симпатией, однако, не мешающей ему иронизировать, относится к отходящим в небытие нравам. Он очень хорош в бытовых сценках, в создании современной ему атмосферы эдвардианской Великобритании, в описании внутреннего конфликта героини, даже устами героев рассуждает о женском вопросе, но романтические эпизоды – это просто обнять и плакать, настолько они нелепы. Благо пересчитать их можно по пальцам одной руки. К сожалению, финал тоже к ним относится, им я осталась совершенно недовольна, поскольку его тональность упрощает интересный и сложный конфликт остальной части романа.

    32
    843