Рецензия на книгу
Gideon the Ninth
Tamsyn Muir
Аноним8 сентября 2021 г.Кровавая оргия в марсианском аду, или Мега-шедевр на грани полного фола
Магазин электронных книг ЛитРес время от времени проводит аттракционы невиданной щедрости. Если грамотно следить за эфиром, можно раз-два-три в месяц попадать на удивительные акции типа «выбери из нашей подборки две-три книги бесплатно».
Обычно подборки составляются ни разу не под вкусы меня, но тем интереснее. Приходится выбирать книги, которые иначе ни за что бы не приобрёл, и бесплатно бы не скачал, и в библиотеке бы мимо прошёл. А тут - ну что поделаешь!
А ещё сыграла роль дурная привычка совершать по утрам длительные пробежки в наушниках с аудиокнигой. Так я однажды и выбежал с романом Тэмсин Мьюир «Гидеон из девятого дома».
Вот честно скажу: если бы просто шёл куда-то и слушал - выключил бы через пятнадцать минут. Но на бегу у меня смартфон закреплён таким образом, что лишний раз в него залезать проблемно, а в наушниках, которые ничего не говорят, бежать странно. Поэтому пришлось слушать полтора часа, а через полтора часа в голове зашевелился интерес.
Итак, что мы имеем? Мы имеем далёкое будущее (наверное), далёкий космос (наверное), космические шаттлы и... И дальше всё, как мы любим, в полном соответствии со здравым смыслом и логикой: самое крутое оружие - меч. Не лазерный, боже упаси, а обыкновенный.
Впрочем, нет, не самое крутое. Есть кое-что покруче - магия. Но в магию умеют не все. А те, кто не умеют, стараются уметь махать мечом, иначе жизнь мёдом не покажется. Потому что магия тут вся - некромантическая. А некроманты (или скорее некромантКи) - люди весёлые и на смерть смотрят с непередаваемым чувством юмора.
Итак, есть девять планет, которые называются Домами (привет Фрэнку Герберту!). В каждом Доме свои дела, но мы в основном имеем дело с Девятым Домом, потому что именно там живёт главная героиня истории - Гидеон.
Гидеон, как кажется на первый взгляд, типичная Золушка, рвущаяся на бал. Ну, то есть, у неё реально была «злая мачеха» и даже «злой отчим», которые срывали на ней свои злость и ужас всё детство (потом повесились). Была «злая сводная сестра» Харроухак, которая всё сознательное детство пыталась её убить. Был какой-то страшный ходячий полутруп маршал Крукс... Только вот с феей крёстной фигня получилась. Ну, не прилетела. Бывает.
В начале книги Гидеон пытается свалить из Девятого Дома на бал на службу в армию (условно скажем так, чтобы не сыпать утомительными подробностями, которые лучше потреблять непосредственно из книги). Однако её хитрый план раскрывают, и на разборки заявляется лично Харроухак, милая девочка лет пятнадцати, которая так круто прокачала некромантию, что вот уже чёрт знает сколько времени дурит всему Дому головы, таская повсюду силой магии трупы своих родителей, чтобы все верили, будто они живы, и не мешали Харроу отжигать, как ей хочется.
Слово за слово, чем-то по столу, меч против восставших из праха скелетов показывает себя посредственно, и Гидеон приходится согласиться на сомнительные условия. Она должна, в качестве рыцаря, отправиться вместе с Харроу в Первый Дом, где Харроу пройдёт нечто вроде обучения на Ликтора (бессмертная мега-хрень запредельного левела).
Тут стоит немного уточнить. В переводе - «рыцарь», но в оригинале - это не knight, а cavalier. У этого слова тоже есть значение «рыцарь», но есть и значение «кавалер». Что, согласитесь, добавляет в ситуацию некоторой двусмысленности.
И вот на совершенно особой планете, вымершей чуть менее, чем полностью, в одном хорошо известном месте собираются представители всех домов. Все - небольшим составом: некромант+рыцарь. Ну, за исключением двух милых девочек, которые близняшки. Эти, само собой, прилетели вдвоём. Плюс рыцарь.
Я ждал чего-то в духе «магической академии» или, в лучшем случае, мега-турнира, где все друг друга будут валить. Но по факту всю эту ватагу просто выпустили гулять в свободном режиме. Мол, кто хочет стать Ликтором - тот станет, разберётся, как. А кто не хочет - ... Ну, в общем, про чувство юмора некромантов выше уже было сказано.
Гидеон, которая на протяжении почти всей книги остаётся фокальным персонажем, шатается по предоставленной площади, знакомится с людьми, находит странное и периодически вытаскивает свою ведьмочку из очередной задницы. А ту хлебом не корми - дай помереть от истощения за решением какой-нибудь некромантической головоломки.
Как водится, вдруг начинают умирать люди, и даже некроманты принимаются немножко нервничать. Спешно организуется расследование. Типичный детектив в замкнутом пространстве, где периодически звучат предположения о том, что полковник Мастард убил в библиотеке подсвечником, или типа того.
Само собой, за убийствами стоит страшная тайна. Разумеется, убийца - тот, кого невозможно было заподозрить. Естественно, заканчивается всё океанами кровищи, жестокой битвой всех со всеми, в ходе которой убивается даже то, чего по определению убить невозможно. Ну и, разумеется, присутствует любовь. В настолько редуцированном и искажённом виде, насколько может позволить себе этот мир.
Книга - реально на грани фола. Из тех, про которые одни будут говорить, что это неземной шедевр, ради которого только и была создана наша вселенная, а другие, злобно шипя, будут кричать, что нас опять обманули и вместо труъ-космооперы подсунули пустышку для девочек-подростков.
Персонажи. ПЕРСОНАЖИ!!! Это вообще нечто невероятное, потому что все персонажи - все, до единого! - это вариации на тему трудной девочки-подростка, которая, как само собой разумеется, больше интересуется такими же девочками, чем мальчиками (которые, к слову, тоже присутствуют).
Все до единой «принцессы», собравшиеся на далёкой-далёкой планете, общаются так, что им немножко хочется вымыть язык с мылом. Хотя нет, одна милашка типа «беззащитный цветочек» всё же присутствует. Но остальные всю дорогу злобно лаются друг с другом и со своими (и чужими) рыцарями. В оригинале, чувствуется, фак на факе и факом погоняет. В переводе, как водится, постарались облагородить. Конкретный мат звучит только раз или два.
Обычно в таких случаях принято снисходительно усмехаться и говорить, что автор не умеет работать с персонажами. Но, блин... Автор УМЕЕТ работать с персонажами. И умеет создавать миры. И прекрасно понимает, что космические корабли плюс битвы на мечах - это идиотизм чистой воды. Не говоря уж о том, чтобы приплести туда магию.
Этот сеттинг можно либо принять как есть, либо плюнуть и выбросить. Я вот сразу не выбросил, а к концу книги понял, что отлично провёл время там, в этой компании. Вот только жаль немного убитых... Кгхм... Вы читали Шекспира? Тогда, наверное, сможете представить себе финал.
Положа руку на сердце, не могу сказать, что книга меня прям поразила до глубины души, что не спал ночей и лил слёзы, сделал татуировки с именами Харроу, Гидеон, Коронабет и Дульсинеи и поклеил в квартире чёрные обои. Нет, бог миловал, хотя легко могу представить, что многих постигло и такое. Книга просто изрядно развлекла во всех смысловых оттенках этого понятия. Было весело. Было смешно. Было грустно. Было желание кое-кого прибить. Было желание кое-кого обнять. Было, чёрт подери, круто.
Сейчас отчаянно читаю вторую книгу потенциальной трилогии. На русском пока ещё не вышла, пришлось брать на английском. Мой скилл в этой области оставляет желать лучшего, так что параллельно приходится прокачивать и его, суммарно и в среднем тратя на лингвистические штудии часов по пять в день. Вот насколько крутая была первая книга, учитывая, какой я, вообще-то, ленивый.
В общем и целом, если хочется чего-нибудь свежего и необычного, мрачного и самоироничного, жестокого и стильного - вам сюда. «Гидеон из Девятого Дома» (в более чутком переводе - всё-таки «Гидеон Девятая», в тексте друг к другу адепты Домов так и обращаются в основном) - однозначно стоящая вещь.
8476