Рецензия на книгу
Девственницы-самоубийцы
Джеффри Евгенидес
Аноним8 сентября 2021 г.Название, раскрывающее главный спойлер книги - само по себе сильное высказывание. Автор прямым текстом говорит, что эту историю нужно узнать не для того, чтобы удовлетворить свое любопытство касательно судьбы сестер Лисбон - красавиц, умниц и главных героинь подростковых грез всех соседских мальчишек. Куда важнее разобраться в причине, по которой пять дочерей одного семейства одна за другой решили уйти из жизни.
Но читателю не стоит рассчитывать на четкий, однозначный ответ. Из уст автора не прозвучит ни одной обвинительной фразы, ни одна гипотеза не будет подтверждена официально. Казалось бы, поработать своей головой всегда полезно, вот только и этого не получается. Весьма конкретная причина самоубийств в романе есть. Она не проговаривается прямым текстом, но считывается весьма неплохо задолго до того, как история перевалит за середину.
Конечно, помимо «почему?» всегда остается «как?». Или, в данном случае «как можно было это предотвратить?». Но и здесь ответа не приходится искать долго: не быть равнодушными. Сестры Лисбон ушли из жизни не только под гнетом домашней тирании, но еще и потому, что всем было плевать.
Именно на то, чтобы показать, как всем было пофиг, и ушли все силы автора. В своем первом романе Евгенидис хочет продемонстрировать читателю свою способность сказать новое слово в литературе. Перед нами целый парад неиронично интересных и неизбитых решений. Здесь и повествование от множественного лица, и «газетный» тон истории, и невероятное количество побочных сюжетов о жителях городка, врывающихся в повествование в самый непредсказуемый момент. И, конечно же, явная гипертрофия. Не две, не три, а ПЯТЬ дочерей свели счеты с жизнью. Не пять, не десять, а ВСЕ мальчишки были влюблены в сестер Лисбон. Не просто были влюблены, но и сейчас, отрастив пивные животы и поседев, все еще трясутся над «реликвиями» юности: заколками, кедами и жвачками, некогда оброненными сестрами-самоубийцами.
История построена так, что поначалу создается впечатление, будто все в городе крутится вокруг сестер Лисбон. На самом деле это просто хроника того, что мальчишкам удалось собрать: воспоминания, предметы, вещи, фотографии. Мощный эффект дает осознание того, что даже в глазах рассказчиков девочки скорее музейные экспонаты и лабораторные образцы, чем люди, достойные в первую очередь сожаления и сострадания.
«Девственницы-самоубийцы» - роман интересный. Но интересный в первую очередь тем, как идея может быть воплощена через форму. Он может подкинуть материала «на побомбить», но едва ли даст темы для долгих и серьезных внутренних диалогов. Я признаю себя очарованной умением автора новым способом говорить на старые темы, но не могу отделаться от чувства, будто чего-то от этой истории недополучила.
8364