Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Рука в кувшине

Джеймс Хедли Чейз

  • Аватар пользователя
    Аноним3 сентября 2021 г.

    Пойманная обезьяна, или Ненасытная жадность

    «Именно вечный голод сформировал ее ум и сделал его изворотливым и лукавым. Голод и зависть, потому что зависть вечно мучила ее, делая замкнутым, необщительным ребенком, а позже коварной и изворотливой женщиной».
    (Джеймс Хедли Чейз. «Лапа в бутылке»)

    ЗДРАВСТВУЙТЕ!
    А вы – жадный человек?.. Большинство людей никогда не признается в этом пороке. Некоторые признаются, но только самым близким людям. Это уже хорошо: самокритичность и самооценка – полезна. Главное знать и понимать, что дальше-то делать с этим знанием …

    В детективном романе «Лапа в бутылке» (The Paw in the Bottle, 1949) Джеймс Хедли Чейз повествует о распространённых пороках – зависти, жадности и, конечно же, о преступлении и наказании, связанных с этими пороками.

    О том, как ловят обезьян в Индии, или Бразилии, наверно, многие знают. Чейз знал наверняка и уже на первых страницах своего романа рассказывает об этом своим читателям: сразу становится понятным «говорящее» название произведения и замысел автора.

    Действие романа разворачивается в Лондоне, а не США, как ошибочно указывается на некоторых сайтах. Имеются некоторые погрешности переводчика при переводе топонимов, например, площадь и улица Пиккадилли (англ. Piccadilly) – одна из самых широких и оживлённых улиц в историческом центре Лондона – Вестминстере). Похоже, что мало кто задумывается о том, как правильно написать на кириллице название – Piccadilly, а обратиться к происхождению слова – недосуг: надеемся на авось, или и так сойдёт.

    Время повествования соответствует времени написания романа. Автор образно описывает атмосферу и нравы того периода, которые мало чем отличаются в психологическом отношении от нравов более близкого к нам времени. Что касается меркантильности, жадности и даже алчности, то это отнюдь не характерная черта лондонцев, англичан – весьма распространённый порок. Поэтому, читая роман, вовсе не чувствуешь, что читаешь о чём-то инородном.

    Положительных персонажей в романе нет. Чейз погружает читателей в среду преступности, алчности, роскоши и разврата. Рыльце, как говорится, в пушку – у всех без исключения.

    Наиболее яркий – главный персонаж – 22-летняя Джуди Холланд. Очень хорошенькая девушка с милым лицом, шикарными волосами, стройной фигурой и очаровательными ножками. Чейз не зря, по-моему, награждает Джуди привлекательной внешностью: в тех условиях, в которых ей суждено было родиться, испытывая с рождения нужду во всём, в том числе и голод, она не могла развиваться интеллектуально. Внешняя привлекательность становится неким стимулом для развития зависти и жадности, хитрости и изворотливости: всего того от дьявола, что в конце концов станет её проклятием.

    Мир контрастов – богачей и нищих… Как разительно внешне отличаются эти два мира! Власть имущества, вещей и денег. Ничего не меняется во все времена! Блеск, роскошь – вся эта мишура так притягательны для малоимущих. Она становится самой непобедимой страстью, перед которой не устоять. Если у тебя нет, то надо отобрать у тех, у кого есть. Маловероятно, что те, у кого есть, нажили своё богатство и блага честным путём. И рушатся, как карточный домик, все законы и запреты …

    Но Чейз идёт дальше в своём исследовании зависти и жадности. Вот человек становится обладателем всего, о чём даже и не мечталось. Есть шикарная квартира, деньги, сулящие беззаботное существование, все атрибуты роскоши: драгоценности, дорогие наряды, драгоценные меха… А дальше что? Развиваться куда? Идти куда? Чего ещё желать?..

    В романе четыре женских персонажа. Образы двух из них – Джуди и Бланш по замыслу автора должны показать, что стоит за ярким, ошеломляющим фасадом роскошной жизни. Видимо, «богатые тоже плачут» во все времена.

    Бланш – развращённая богачка. Но у неё, в отличие от Джуди, была хотя бы профессия актрисы. Была … Роскошный образ жизни лишил её профессии, т.е. занятости делом. Богатство, роскошь приедаются, развращают. Что приходит взамен? Скука. А за скукой – глупые и безнравственные поступки как изнаночная сторона богатой, пресыщенной достатком жизни. Сюжетная линия Бланш – весьма интересна.

    Если Бланш – пресыщенная, испорченная особа с приобретёнными (?) чертами психопатической личности, то Джуди – ненасытное, омерзительное существо, у которой вообще ничего нет за душой, кроме неистребимой, ненасытной жажды к роскоши. Чейз рисует омерзительность Джуди с её жадностью очень тонкими, словно акварельными полупрозрачными красками. Но от этого её порок не менее, а более очевиден. Сделано мастерски.

    Весьма интересна и сюжетная линия красавчика Гарри Глеба. Это тоже яркий персонаж – вор, у которого нет будущего. Возможно. Автор оставляет за читателем дофантазировать его историю.

    А вот ещё две дамочки – Дана и её мать – Миссис Френч со своим преступным «агентством» умудряются исчезнуть без следа в конце романа. Автор как бы даёт понять, что зло и, связанная с ним преступность, неистребимы.

    Вся история рассказана Чейзом простым, лёгким литературным языком. Читать очень приятно. Никакой зауми: всё просто и понятно. Читай и наслаждайся Чейзом!

    33
    748