Рецензия на книгу
Медея
Криста Вольф
Аноним23 января 2013 г.После первого семестра первого курса у великой и ужасной преподавательницы античной литературы я думала, что детская страсть к мифам, античности и иже с ними во мне пропала навсегда. С каким же душевным трепетом, дрожью в коленях и паникой в голове я принимала "Медею" в качестве насоветованного в флэшмобе-2013!.. И с каким восторгом и замиранием сердца дочитывала последние страницы!
Во-первых, сюжет. Насколько же отличается его трактовка у Еврипида и у Вольф! Если у Еврипида Медея - кошмарная женщина, эдакая фурия, совершающая порой неподдающиеся никаким объяснениям поступки (которым, конечно, можно найти оправдание, но сугубо с женской точки зрения, и даже не каждая женщина с ним согласится), то Вольф буквально произнесла оправдательный приговор еврипидовской героине. У Кристы образ Медеи получился очень цельным, очень положительным, несколько рафинированным, и, пожалуй, гармоничным. Если у Еврипида в самой героине, её душевных терзаниях, характере и поступках кроется причина бед Медеи, то у Вольф практически действует правило "не делай добра - не получишь зла" - хотела Медея, чтобы было как лучше, причем всем вокруг, а получилось как всегда, ещё и её крайней сделали.
Вольф, если хотите, в своем произведении подняла проблему "лишнего человека" или, скорее, "белой вороны", которая никак не вписывалась в общество, но искренне недоумевала, что же происходит, и, к своей беде, пыталась всё исправить.
Очень своеобразно Вольф трактует и тему братоубийства, и супружеские измены, и гибель царицы. Да у неё что ни поворот сюжета - то своеобразность! И мне эти её трактовки ближе, и исключительно субъективно нравятся гораздо больше еврипидовских.
Композиция строится не стандартно "пошел туда-то, встретил того-то, поговорил с тем-то". Каждая глава - монолог героя, что, кстати, помогает раскрыть характеры персонажей. Язык сложноват, может, чуть тяжеловат (не так, конечно, как в античных источниках :)), но его "непопсовость" как раз и притягивает.
Что касается, собственно, героев сего действа, то они мне показались очень хорошо прописанными, не смотря на их количество (у иных же авторов и два-три главных героя получаются никакими). Характерно, что ни к кому я не осталась равнодушной - Медее вот сопереживала до последнего слова, царевну было жаль до слёз. Ясон же показался мне каким-то деревянным. Ну вот и не хороший он, и не плохой - совсем никакой. Совершенно безвольный и слабохарактерный. Да, его при желании тоже можно оправдать (ох уж эта моя страсть искать всем оправдания! :)), но до глубины души возмущает его неспособность защитить любимую (любимую ли? и Вольф, и Еврипид заставили меня усомниться в том, что Медея для Ясона была чем-то большим, чем страстное увлечение и способ достичь цели) женщину и собственных детей.
Подводя итог, можно сказать, что "Медея" - это сугубо женское произведение, другой взгляд на античную трагедию и неплохая, не побоюсь этого слова, стилизация. Всем любителям мифологии и античности - то, что доктор прописал!14351