Рецензия на книгу
Схолариум
Клаудия Грос
tatianadik22 января 2013 г.…Всех вас вместе соберу, если на чужбине
Я случайно не умру, от святой латыни.
Если не сведут с ума римляне и греки,
Сочинившие тома для библиотеки,
Если те профессора, что студентов учат
Горемыку школяра насмерть не замучат,
Если насмерть не упьюсь на хмельной пирушке,
Обязательно вернусь к вам друзья-подружки… (с)
Из вагантовСхолариумом здесь называют нечто вроде подготовительного класса с проживанием при факультете Университета. В романе идет речь о Кельнском Университете в 1413 году от рождества Христова, открытом благодаря Папе Урбану VI , и о котором «…никто ничего толком не знал, кроме того, что там дают знания и прилежно их получают. Конечно, в церковных школах и при монастырях тоже учатся, но ведь университет — это совсем другое. Представлялось, что он состоит из огромного скопища ученых, спорящих о том, сколько ангелов может поместиться на шпиле колокольни и не упасть оттуда. Уже довольно скоро над факультетом, коллегиумами и схолариумами витали самые диковинные слухи. Одни утверждали, что там якобы делаются попытки доказать существование Бога, хотя любому, будь то мужчина или женщина, совершенно ясно, что это не нуждается ни в каких доказательствах. Другие уверяли, что там лишь неверующие, которые используют сие заведение исключительно для сокрытия своего истинного безбожия. И все-таки за факультет ратовал сам Папа. ..Может быть, господа философы стараются доказать наличие Бога именно потому, что его вообще нет?» Вот с таким отношением к Университету обывателей Кельна в нем и разворачиваются основные события романа.
Повествование сочетает в себе черты детектива, «романа нравов» и трактата о средневековой философии. Описывается непримиримая борьба двух научных школ - сторонников «томизма» - учения Фомы Аквинского, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля и утверждал, что « природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология - в сверхъестественном откровении», и последователями Уильяма Оккама, который был сторонником «номинализма, и которого считают одним из отцов современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен». Как водится, старое учение не уступает своих позиций без борьбы, новое с трудом прокладывает себе дорогу, а то и терпит временное поражение.
Преподаватель Ломбарди, школяр Лаурьен и жена магистра Кассала - Софи являются главными героями повествования, которое развертывается то в стенах школы, то в домах и на улицах города Кельна. Детективная интрига заключается в убийстве одного из преподавателей университета, мерзавца, который бил свою жену и учеников и принадлежал к одной из противоборствующих школ. Так что кандидатов на роль его убийцы хватает. Будут еще и трюки с переодеваниями и тайные еретические секты и попытка сожжения ведьмы – автор не жалеет красок. А вот что мне совсем не понравилось и явилось причиной снижения оценки, так это вязкий и тягучий стиль повествования и затруднения с внятностью мотиваций поступков героев. Трудно сказать, огрехи ли это переводчика или таков стиль автора, но «прожевать» сие произведение оказалось непросто. И это при хорошо закрученной интриге и массе дополнительных сведениях о культуре, философии и быте того времени, вложенных в роман. Оценка все же положительная, потому что роман побуждает-таки залезть в другие источники в попытках разобраться в философии Фомы Аквинского и Оккама :).
22973