Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Неумерший

Жан-Филипп Жаворски

  • Аватар пользователя
    Iriya8323 августа 2021 г.
    "Бытие - безмерное полотно кружева, сотканное из неожиданных поворотов, развилок и пересечений. В мире все непредсказуемо и изменчиво, и наша жизнь - всего лишь сплетение затейливых узоров. И только копья летят в цель по прямой..."

    ...Моя история началась за пределами мира. Там, где рушилась земля, раздробленная небесными жерновами; где мощные стены скал обрывались в пропасть, и где ревел океан, омывавший Мир Мертвых. Беснующееся море грохотало и вздымалось по воле ветров, дувших из Преисподней. А наполненный солью и брызгами сырой воздух источал вкус золота. Там, в сущности, из мрака и появился я, чтобы возродиться к жизни. Я Белловез, сын Сакровеза - короля туронов, сына Белиноса - короля туронов. Во время войны Кабанов был предательски убит мой отец. Обычные дела, когда речь идет о соперничестве между королевствами. Даже по прошествии многих лет мне чудится запах той смерти, витавшей вокруг нашей осиротевшей семьи. Нас с матерью пощадили, но вместе с тем обрекли на изгнание. Ссылка вглубь битуригских земель и необычное взросление вдали от родных краев. Я всегда буду любить колыбель своего детства. Этим я похож на других скитальцев. Однажды убийца нашего отца вспомнил про нас, и мы с братом отправились на поле сражения с окаянными амбронами. На свете есть немало тех, кто боится войны. Одни бегут от неё без оглядки, другие идут на неё скрепя сердце, по воле обстоятельств или долгу чести. А мы с Сегиллосом вдохнули дух кровавого сражения с упоением. От него веяло свободой. Тогда мы и поняли, что пойти на войну - это как очутиться по другую сторону жизни, попасть в соседний мир: привычный, но всё же совсем иной. Тогда меня и убили. Но я Неумерший. И теперь я точно знаю, как должен начать свой рассказ. Итак...


    "Они прибыли ранним весенним утром. Мы ждали их на пороге дома. Сеговез стоял слева от матери, а я держался справа…"

    Как же долго по разным причинам я откладывала чтение этой книги. С позиции уже прочитанного моя отсрочка знакомства с творчеством французского фэнтези-писателя виделась жестокой пощечиной самой себе. Потому что буквально с первых строк мне стало ясно, насколько произведение Жана-Филиппа Жаворски прекрасно как по содержанию, так и по форме. Перелистывая страницу за страницей, я спускалась по течению рек и пересекала горы, проходила через леса и переплывала моря, которые простирались по правую сторону Света. Дорога привела меня к кельтским королевствам, к эллинским тиранам и к этрусским лукумонам. Все потому что события романа разворачиваются во времена Древней Галлии в период с 800 по 500 год до н.э. Давно забытая современностью культура, бесконечные войны между различными народами, охота в дебрях Сеносетонского леса и очень искусная магия. Магия, которая находилась на грани слышимости - в волшебных балладах барда, в неудержимой ярости воинов или в лихорадочном бреду больного ребенка. До мурашек...


    "Мир - это бесконечно угрюмая мелопея с множеством ладов, мир - это дрога с беспрестанно меняющимися горизонтами, мир - это королевство, скроенное из самой материи мечты. Мир - это чудо, хоть и жестокое, позволившее мне познать вкус тревоги. Мир - это наваждение."

    Мне очень понравилась структура произведения, которая оказалась абсолютно нелинейной. Повествование велось Белловезом от первого лица, но принимало более сложную форму, чем простое воспоминание. По мере чтения сюжет собирался воедино, перемещаясь с каждой частью все дальше в прошлое героя. Даже тональность письма автора отражала и поддерживала эту сложную конструкцию. Обратные связи сюжетных линий из давно пережитого переплетались с настоящим и будущим. Писатель шикарно играл с тремя временными векторами, что несомненно вызвало восторг! Благодаря этому образ главного персонажа оценивался с нескольких ракурсов - умудренного опытом Белловеза, рассказывающего историю с высоты пережитых лет; Белловеза-юношу, который жил в этой истории; и Белловеза-мальчика из еще более далекого прошлого. Хочу также отметить, что образы второстепенных героев, описываемые через призму сознания постоянно преображающегося протагониста, тоже претерпевали изменения. За всем этим было интересно наблюдать.


    "Ты, как и я, знаешь - ничто не бывает незыблемо, всё пребывает в движении, всё преходяще, и только скоротечность нашего существования создаёт видимость постоянства."

    "Неумерший" написан потрясающим слогом, который чудесным образом обволакивал читателя, лишал ощущения окружающей реальности, с головой переносил вглубь интересного путешествия...как в бездну. Наглядные описания антуража, до мелочей продуманные психологические портреты действующих лиц и шикарно вплетенная в ткань сюжетных нитей кельтская мифология. Работа автора по погружению читателя в культуру и общество древних народов, а также его взгляд на обычаи друидов были феноменальными. Роман имеет определенный исторический реализм. Думаю, что Жаворски провел немало времени, исследуя историю Европы, чтобы построить такой сложный, богатый и увлекательный мир. Кельты были изображены им во всей их сложности, с традициями и запретами. Литературное достоинство этого произведения усиливалось применяемой автором лексикой и терминологией. Такое использование топонимики позволяло создать реальную картину для читателя, знающего современную Францию, но далекого от Древней Галлии.


    "Но деревья ломаются, камни рассыпаются, реки увязают в песке. Всё развивается, разрушается, проходит, и даже плоть живых - всего лишь материя мёртвых."

    Еще один важный элемент, который следует отметить о романе, является стиль письма автора. Язык рассказчика - Белловеза создавал настолько правдоподобную атмосферу, которая позволяла увидеть далекие времена с их пейзажами и воинственными людьми. Мне иногда чудилось, что я нахожусь на страницах фольклорной эпической песни, где основой сюжета являлось какое-либо героическое событие или примечательный эпизод истории отдельно взятого королевства. Казалось, что незаметный бард поведывал таинственные сказки о богатырях, волшебниках и Богах. Он перебирал струны своей лиры, которая пела голосом моросящего дождя, навевала воспоминания и щемила сердце. Еле заметные гиперболы, метафоры и многократные повторы мыслей, а так же противопоставление фантастических и реальных образов делали нарисованную автором вселенную осязаемой. Мне невероятно понравилось, как в романе мастерски пересеклись физический и сказочный миры, вызывая у читателя сомнения в реальности определенных событий жизни Белловеза.


    "Властелин Сильных, заклинаю тебя! Я - безумец, что глаголит истину! Я - заплутавший проводник! Я - певец, я - чтец, я - тот, кто призывает духов! Я взываю к твоему могуществу! Я взываю к твоему превосходству! Не бросай меня на погибель в твоей собственной обители!"

    Развязка позволила приподнять завесу над многими тайнами, обсуждаемыми на протяжении всей книги. По сути, данный роман - некий пролог, открывающий двери в увлекательное эпическое действо. Потому что в этой части цикла Белловез, ставший великим королем и великим воином, лишь начинает рассказывать нам свою историю с важных событий, произошедших в его далеком прошлом. В заключении хочу сказать, что этот роман неожиданно даже для меня самой оставил в душе очень теплые мысли о детстве. С сердцем, ожесточенным несметными заботами, я вспоминала, как любовалась игрой ветра и солнечных зайчиков в листве, как вдыхала морозный воздух зимней зари у сада за околицей. Каким чудом вдруг меня настигли все эти забытые мгновения? Мне не понять! Но они закружили мою голову, как глоток вина или утренняя прохлада? И я, как и все скитальцы, живущие вдали от родных земель, вкушала сладкую горечь ностальгии. Спасибо автору за это. С нетерпением жду вторую часть цикла, которая обещает дать ответы на многие вопросы.


    "Я - сила и слабость. Я - лёд и пламень. Я - жизнь в недрах земли. Я тот, кто нашептывает старинные песни:
    Три хохлатых ворона скачут в мураве,
    Три коня распряженных резвятся на лужке,
    Три кабана свирепых мчатся по тропе."
    26
    403