Рецензия на книгу
Центр тяжести
Алексей Поляринов
Helena199622 августа 2021 г.О, боги, это не книга, это сплошное удовольствие. Начинающееся рассказом от первого лица мальчишки-подростка. Не только книга взросления, хотя в его рассказе будет о том, что было до него, о том, что было вначале, ну и конечно, что было с ним. Со своим рассказами подключатся и брат, и сестра из второй семьи отца. Сюжет тем временем развивается, да так, что дети из обеих семей, уже выросшие, не раз только что чуть-чуть не сталкиваются. Лишь чуть-чуть. А пока я все думала, где же тот хваленый постмодернизм, о котором писали все, кому не лень, он и ввалился мне со страниц, когда я открыла очередную главу, да так и застыла от изумления. Это был классный поворот. И главное, не сюжетный, прием, благодаря которому ты смотришь совершенно другими глазами на уже прочтенное. А дальше - больше. Сначала лишь аллюзия на книгу, к автору которой только предстоит мне подобраться. ..да и сколько их будет, отсылок и аллюзий.А дальше, цитирую, "началась какая-то чертовщина"Так и хочется сказать, гоголевщиной, батенька, запахло. А ведь как Поляринов обыграл эту чертовщину. Вроде совсем коротенький эпизод. Но от восторга только что не захлебываешься. И круги, расходящиеся по воде, ведут лишь им одним ведомыми путями. Но начинается рассказ от одной из вдохновительниц той самой чертовщины. И вроде с одной стороны, как рассказчик она появляется лишь второй раз, но основная ткань повествования и ее рассказ связаны между собой, хоть и достаточно тонкой нитью, причем создавая сильный контраст с первой частью книги, но ее рассказ - это просто упоительно, особенно некоторыми моментами, которые мне навевает кое-что из Пелевина. А какие еще аллюзии ждали меня впереди! Мои слова уже где-то теряются на дороге, остаются лишь эмоции и немеренное удовольствие. ...Вот когда понимаешь, зачем ты читаешь эту массу слов - именно для того, чтоб такая книга смогла попасть в руки.
Или эти вкрапления в сюжет, типа дома-музея несуществующего писателя. Несуществующего не потому, что автор его выдумал, а потому что по сюжету невозможно найти ни книг, ни упоминания о нем в сети. Это такой вроде пустячок, но как играет, какую задает работу ассоциаций. Подумала я. А это было только начало. Внезапно обнаруживается нечто, а именно, например, вшитые под кожу имплантанты. Священник, внешне похожий на Гудини, без ключа снявший наручники и открывший двери заблокированной машины. Это все моменты не основные, но те, которые задают напраавление мысли. И уже от них нельзя отвернуться.
А вот что учудит автор с нашей страной, подставив в эту картинку свои страхи и вуаля... да право же, это не ошибка, это он вроде бы о России пишет? Да, а в России можеть быть, что угодно. Как в истории с президентом тоже можно углядеть кучу аллюзий на нашу действительность, и как технологии могут играть в одну четко определяемую сторону... А ведь есть тонкая и не прямая линия, ведущая от сказок, что в детстве сочиняла мать для него, с кого начинается рассказ, ведущая к некоторым совсем несказочным событиям. Есть и некоторое фантастическое допущение. О котором, поразмыслив немного, хочется спросить: а такое ли на самом допущение? Сказки становятся былью? А если они страшные?
28556