Рецензия на книгу
Зеленая миля
Стивен Кинг
SKIF17 января 2013 г.Читая эту книгу, я задался вопросом - что хотел сказать Кинг своим повествованием, какие вопросы хотел поднять и о чем заставить задуматься читателя? (ВНИМАНИЕ в тексте рецензии присутствуют СПОЙЛЕРЫ!!!)
Первое - это жестокость. Мы видим два его воплощения - Перси Уэтмор и "Дикий Билл" Уортон. Но это совсем разная жестокость. Первый - охранник в тюремном блоке для смертников, который обладает политическими связями, именно эти связи и позволяют ему проявлять жестокость по отношению к заключенным. Его жестокость проистекает из тупости, низости и, в большей степени, из трусости, потому он и жесток с более слабыми (Делакруа), потому и пытается запугать своих коллег связями, потому что все его поведение лишь бравада (постоянное поигрывание с дубинкой), которая улетучивается в момент критической ситуации (инцидент с Диким Биллом).
Дикий Билл его прямая противоположность - жестокий от природы уголовник-малолетка, который упивается насилием, проявляя его при любом удобном случае. Возможно это просто метание дикого зверя, который понимает что смерть неизбежна и ему уже нечего терять.
Поведение человека перед смертью, когда он точно знает что он умрет, когда и как он умрет - это еще один элемент в сложном пазле сюжета. Мы видим как с достоинством принимает свою смерть Вождь - спокойно и с достоинством, тот же Делакруа тоже смирился со смертью и в ее преддверии он раскаивается в содеянном, ждет прощения, хотя и понимает что попадет в ад.
...думаю, что большинству этих людей становилось ясно, что с ними происходит, именно в тот момент, когда их лодыжки пристегивали к мощным дубовым ножкам Олд Спарки. Приходило понимание (было видно, как осознание поднимается из глубины глаз, похожее на холодный испуг), что их собственные ноги закончили свой путь. Кровь еще бежала по жилам, мускулы были еще сильны, но все было кончено, им уже не пройти ни километра по полям, не танцевать с девушками на сельских праздниках. Осознание приближающейся смерти приходит к клиентам Олд Спарки от лодыжек. Есть еще черный шелковый мешок, его надевают им на головы после бессвязных и нечленораздельных последних слов. Считается, что этот мешок для них, но я всегда думал, что на самом деле он для нас, чтобы мы не видели ужасного прилива страха в их глазах, когда они понимают, что сейчас умрут с согнутыми коленями.
На этом фоне особенно ярко выделяется Пол Эджкум - старший из смены надзирателей блока "Г" Холодной горы. Этот персонаж воплощает человечность, которую сохранили в себе охранники Зеленой мили, несмотря на то, что они ежедневно имеют дело с худшими из худших преступников. Он действует согласно своему неписанному своду правил помогая смертникам провести последние дни своей жизни более менее комфортно и с достоинством уйти в мир иной. Узнав о даре Джона Коффи и испытав его на себе, он в тоже время понимает, что ничем не может помочь этому большому ребенку, и от этого всего он испытывает сильные душевные переживания, которые в конце концов вынуждают его оставить свою работу.
Одной из важнейших, на мой взгляд, проблем, очерченных Кингом, является проблема смертной казни, а точнее невозможности исключить вероятность лишения жизни человека невиновного в преступлении. Вопрос на который я искал ответ во время изучения уголовного права в университете вновь встал передо мной и требовал ответа. И вновь я не могу на него ответить. С одной стороны возможно иногда в жернова системы попадают вот такие Джоны Коффи, в особенности в наше время тотальной коррупции и беззакония. Но с другой стороны, как можно оставлять в живых таких... (язык не поворачивается назвать их людьми) преступников, как Дикий Билл, Чекатило и им подобных. Я так и не нашел ответа на этот вопрос...
И, наконец, проблема Божественного вмешательства, которая мне всегда была интересна - если Бог есть (а судя по количеству его упоминаний в книге и по объяснению способностей Джона Коффи божественным даром - по мнению автора он есть), то почему он допускает такие зверства и беззакония, почему отправляет на заклание одно из чудес своих?
Но ведь тот же Бог так жестоко принес в жертву Джона Коффи, пытавшегося творить добро по-своему, как только ветхозаветный пророк мог принести в жертву беззащитного агнца, ...как Авраам пожертвовал бы собственным сыном, если бы ему и впрямь повелели. Я вспоминаю слова Джона, что Уортон убил близняшек Деттерик их любовью друг к другу, и такое происходит каждый день по всему миру. Значит Бог позволяет, чтобы оно случалось, и, когда мы говорим: «Я не понимаю», Бог отвечает: «Мне все равно».
В итоге много вопросов, ответы на которые Вам придется искать самим. Наверное этим больше всего мне книга и понравилась - она побуждает на размышления, на поиск ответов прежде всего в себе.1223