Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Милый друг

Ги де Мопассан

  • Аватар пользователя
    tramway19 августа 2021 г.

    Канализационные сливки общества

    Многие задаются вопросом: а почему Мопассан закончил роман happy end'ом для главного героя? Ведь можно же было показать падение Жоржа Дюруа обратно на дно жизни?

    Да потому и закончил happy end'ом, что иначе невозможно было бы дать обличительный портрет-срез французской буржуазии современной на тот момент Франции.

    В общем-то, в романе и нет никакого happy end'а в традиционном понимании, ведь happy end — это когда добро побеждает зло. Такое бывает только в фольклорных былинах и сказках (но далеко не во всех), в детской литературе для дошкольного и младшего школьного возраста и в голливудском ширпотребе. Здесь же однозначно: зло торжествует.

    Роман социальный до мозга костей.

    Конечно же, Мопассан не был прям социалистом, как Джек Лондон, но посыл считывается только такой: «смотрите, кто находится на вершине власти, славы и финансовых успехов в буржуазном капиталистическом обществе: беспринципные проходимцы, авантюристы, бездарные карьеристы, алчные альфонсы, великосветские потаскухи и др., а служит им самая главная потаскуха, проститутка, шлюха, лярва и б...дь — продажная пресса» (в доинтернетовскую и тем более в дорадийно-телевизионную эпоху пресса имела огромное воздействие на умы масс).

    И тогда неудивительно, почему этот роман и вообще Мопассана так любило советское литературоведение и неоднократно переиздавали в СССР массовыми тиражами.

    Убери социально-антибуржуазный слой из романа, и от него останется порнография. Ну точнее порнография в понимании того времени, когда роман был издан и в понимании советской морали (где секса не было) — сейчас уже всякими оттенками серого никого не удивишь, не говоря о ловких альфонсах, умеющих дамочкам мозги запудрить. В таком случае роман затерялся бы среди прочего ныне забытого бульварного чтива и о нём уже в 1890-х гг. никто бы не вспомнил.

    Так что если вы, прочитав роман, сделали вывод: «Все бабы — шлюхи» — вы поспешили. Бегите перечитывать ещё раз, на этот раз более внимательно, и тогда вы сделаете немного другой, правильный вывод: «Все бабы высшего буржуазного общества — шлюхи».

    P. S.
    Роман читать всем, кто хочет окунуться с головой в атмосферу французской столицы последней трети XIX века с её пропахшими духами, алкоголем, потом и блевотиной душными ресторанами, борделями и вечеринками. У Мопассана всё это описано очень живо, натуралистично и сочно. Также рекомендуется прерывать чтение просмотром картин французских импрессионистов (напр., Моне, Мане, Ренуара) и чтением стихов «проклятых» поэтов — Рембо, Верлена, Бодлера, Малларме.

    Содержит спойлеры
    4
    293