Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

4 3 2 1

Paul Auster

  • Аватар пользователя
    Аноним17 августа 2021 г.

    4321

    С самого начала книги мы находимся над бейсбольным полем жизни, по которому бегают четыре главных героя, являющихся вариантами самого себя. Глава 1.0 как неизменное дано, всё остальное - переменные.

    У нас будет полное погружение в Америку 50х годов, затем 60х и 70х. Поэтому готовьтесь, что сто лет мы с ребятами не проведём, только не очень большой, но значимый для Америки и для главных героев период. Говорю об этом, потому что шла в роман-взросление, но сильно повзрослеть не успелось, иначе книга бы вышла тысячи на три страниц.

    Это очень масштабная работа. В принципе историю Америки знать необязательно, всё равно текст завалит именами и отсылками, которые поймёт целиком и полностью только образованный американец. Что важнее - поймать атмосферу, которой так рьяно пытается добиться Остер, выдавая нам тонны информационного шума. Всё американское, всё своё, всё у них в крови, все перемены и все обстоятельства. Главный герой в данном случае чаще отражение политических событий, чем самого себя. Мне, как человеку приземленному, интересен эффект бабочки "в бутылке", а не в целом океане. Но автор сделал четырёх Арчи Фергуссонов, чтобы гонять их по бейсбольному полю своей страны, и поэтому явных пересечений с эффектом "вау" вы не увидите. Очень отдалённо мелькают люди, часть которых больше не встретятся в других жизнях и часть, которую не заметите, если не будете конспектировать. С тем же успехом можно было бы сделать четырёх разных героев, которые не связаны одной ДНК, и тогда пересечения, которые всё же бывают, казались бы ярче и правильнее.

    За что у этой книги много звёзд - за любовь ко времени, про которое Остер пишет. За людей, окружающих Арчи, очень живых людей, что восхищают и бесят. За то, что пролистывая кучу страниц с именами поэтов, режиссеров и политиков, которые мне ничего не говорят, я понимаю - читаю человека, который в теме и который хотел сохранить, залить в смолу всё - от этикетки минеральной воды до реакции людей на вьетнамскую войну. Отдельный плюс за мысли мелкого Арчи и Арчи-подростка, которые хочется цитировать и кивать головой, так бывает жизненно.

    Все заковыки, все плоские моменты, которые как-то рознились с общим полотном повествования и казались неестественными, мне объяснила концовка. После прочтения чувствую опустошение и могу посоветовать вам обращаться к 4321 в том случае, когда вы будете располагать временем и желанием читать только её, не отвлекаясь ни на что больше. Выпасть очень легко, вернуться нет. Последнюю четверть может быть очень тяжко читать.

    Книга кинематографичная, как по мне, и найти бы сценариста, который не побоится покромсать текст, выпарить воду ненужных подробностей и мы получим кинобомбу.

    2
    432