Рецензия на книгу
Обрыв
Иван Гончаров
tbheag16 августа 2021 г.Особый талант Гончарова — его неизменное внимание к деталям — проявился ещё во «Фрегате Палладе», но если в формате путевых заметок такой подход был оправдан, то в романе «Обрыв» описания местами выглядят тяжеловесно и избыточно даже по меркам русской классики. Впрочем, наверняка читатель улыбнётся, встретив в тексте до боли знакомые приметы нашей повседневной жизни (несмотря на прошедшие полтора с лишним века многое сохранилось в неизменном виде).
Что мне откровенно не понравилось, так это линия поведения главного героя, а через него — и авторское видение. Райский постоянно путает круглое с горячим, и до того же Чацкого ему, конечно, как до луны. Одно дело — аргументированно спорить с человеком по поводу его позиции по какому-то вопросу (особенно если оппонент не в полной мере владеет фактами), другое дело — попрекать его за то, каков он есть от природы, и пытаться его изменить. В данном случае я имею в виду то, что называют характером, или типом личности (не путать с бытовыми привычками и манерой поведения).
Если человек, к примеру, принимает решения на основе логики, а не чувств, то он будет делать это всегда и в любом возрасте, и даже тогда, когда речь идёт об объекте его симпатии. Кто сказал, что эмоциональные качели — это непременный атрибут «правильной» женщины? Или мужчины? Райский-то всё в мире измеряет понятием «что я чувствую» по тому или иному вопросу. И само по себе это совершенно нормально (как и его неспособность долго концентрироваться на чём-то одном и многие другие черты характера) — но почему все должны быть такими, как он? Почему из логики и чувств «хорошим» и «правильным» нужно непременно объявить что-то одно? Или, например, есть люди, которые любят держать ситуацию под контролем и всё планировать, а есть те, кто с удовольствием плывёт по течению и легко адаптируется к любой ситуации, почему же первые должны быть хуже, чем вторые (и наоборот)? Есть те, кто привык мыслить абстрактными идеями (из таких получаются хорошие писатели, учёные-инноваторы и учителя), а есть те, кто лучше разбирается в том, что можно увидеть, «пощупать» и починить (например, в сложных механизмах и различных системах, в т.ч. живых организмах) — и это замечательные инженеры и врачи; и как можно выбрать, кто из них «правильнее»? Кто-то постоянно сконцентрирован на своих чувствах, кто-то — на чувствах окружающих, один генерирует множество различных идей, другой собирает эти идеи воедино и «доводит до ума» — и так далее. А самое главное — ни одна из этих характеристик не является приметой именно мужчин или женщин, и одна отдельно взятая женщина может отличаться от мужчины (или походить на него) точно так же, как от от другой женщины.
В общем, наблюдения Гончаров сделал точные (за каждым персонажем романа угадывается реальный, живой человек), а вот концепция, что все, кто так или иначе отличается от тебя по характеру, это какие-то «неправильные» люди (в случае Райского — «неправильные», ненастоящие женщины), которых можно и нужно «разбудить», кажется мне в корне сомнительной…
Добавила полбалла за авторский слог. Кстати, забавно, но строчки про «вздыхающую» Волгу («Ему слышались голоса, порханье и пенье птиц, лепет любви и громадный, страстный вздох, огласивший будто весь сад и всё прибрежье Волги…») мгновенно вызвали в памяти цитаты из «Пищеблока» Алексея Иванова (хотя, разумеется, это не те два произведения, которые стоит сравнивать).
10646