Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Аноним15 августа 2021 г.

    Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть

    «Герой нашего времени» — это первый психологический роман в русской литературе. В центре произведения не просто человек, а его мысли, чувства и переживания. Именно это было необходимо Лермонтову, чтобы показать «героя» своего времени во всей красе. Особенно интересен способ раскрытия персонажа. Сперва читатель узнает о Печорине от лично знакомого с ним, но не очень проницательного человека, потом от наблюдательного рассказчика, который виделся с Печориным всего несколько минут, и только потом повествование идёт от имени самого главного героя. Это позволяет узнавать его постепенно и смотреть на его поступки с разных точек зрения. 

    Образ Печорина сочетат в себе две личности. С одной стороны это умный манипулятор, знаток человеческой души, который видит людей насквозь и умело дергает за ниточки. С другой же стороны, Лермонтов изобразил закомплексованного мальчика, обиженного на весь мир, который считает, что если он страдал, то и другие должны страдать вместе с ним (и по его воле). Он выбирает для себя роль кукловода, который дергает за ниточки и наслаждается собственным спектаклем, пытается обмануть судьбу, считая, что именно в его руках не только его собственная жизнь, но и жизни других людей. Лермонтов играет с читателем, как Печорин играет со совими жертвами. Писатель вызывает сочувствие к своему персонажу даже несмотря на все отталкивающие поступки Печорина и его мысли и идеи, которые многие читатели не разделяют.

    Важную роль в раскрытии главного героя играют окружающие его персонажи. Это Грушницкий, который является своеобразной карикатурой на Печорина, его отражением в кривом зеркале, которое представляет из себя красивую и пафосную оболочку, которая оказывается пустой внутри. Он раздражает Печорина, потому что является его гротескным изображением, и герой ещё в начале повести «Княжна Мери» понимает, что медленно назреващий конфликт приведёт к трагической развязке:


    ... я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать

    Другой персонаж, наделённый схожими чертами с Печориным — доктор Вернер. Они оба понимают, что выделяются на фоне остального светского общества и избавляются от навеянной им скуки в компании друг друга. Но, как оказалось, Вернер не до конца понимал Печорина и не был готов разделить его убеждения. 

    Полной противоположностью Печорина является Максим Максимыч. Он сентиментален, добродушен, скромен и вообще он простой человек, не способный понимать людей так же, как Печорин. Для него главный герой странен и противоречив, а его поступки непонятны.

    Печорин играл с душами людей, но он заигрался. Ему наскучило единственное развлечение, которое доставляло ему удовольствие и герой нашего времени убедился в своем абсолютном одиночестве.

    Мы знаем, что Печорин умер, возвращаясь из Персии, однако в памяти всплывают слова самого героя, сказанные им в новелле «Фаталист»:


    Когда я был ещё ребёнком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе...

    По непонятной мне самой причине мне хочется верить, что Печорин нашёл женщину, которую смог полюбить настолько, что переборол своё отвращение к браку и взял её в жёны. В таком случае «смерть от злой жены» была бы неплохой карой за многочисленные разбитые сердца и поломанные судьбы, причиной которых стали игры Печорина.

    Содержит спойлеры
    9
    916