Рецензия на книгу
По найму
Л. П. Хартли
TheimerChromidium14 августа 2021 г.Лесли Поулс Хартли - британский писатель середины 20 века, которому, увы, не посчастливилось войти в классический канон. Его имя не известно всему миру, его книги не на слуху даже у тех, кто читает больше условной среднестатистической нормы, - и абсолютно незаслуженно. Быть может, это скоропалительный вывод от того, кто познакомился только с одним произведением автора, но как минимум оно одно из всего его творчества достойно стать в один ряд с лучшей прозой тех же Кронина, Моэма и Оруэлла.
Завязка обманчиво проста и мелодраматична. Стив Ледбиттер, военный по духу и по призванию, работает наемным водителем на побегушках у местной аристократии. В один день его клиенткой становится леди Франклин - молодая вдова, которая все никак не может оправиться от смерти мужа. Она сразу же вводит Ледбиттера в курс всех своих дел и расстройств и кажется милой, безобидной болтушкой, но на самом деле, она ставит на водителе загадочный эксперимент...
Леди Франклин и Ледбиттер сближаются, но угадывающийся с первых страниц сюжет о любви в условиях классового неравенства оборачивается тонкой психологической драмой, где на все так очевидно и прозрачно. Да, герои стоят на разных общественных ступеньках, но в этом ли дело? Не личные ли качества в первую очередь служат причиной того, что они никогда не смогут быть вместе?
Конечно, вопрос о том, насколько социальное положение определяет личные качества, остается открытым. Вот только сказки на тему того, как принц отрекается от фамилии и престола, чтобы долго и счастливо прожить с крестьянской девушкой, уже не кажутся такими трогательными и убедительными. Автор дает нам возможность «повариться» в мыслях водителя и аристократки и увидеть: слишком по-разному они ощущают окружающий мир и свое место в нем. Так что, быть может, отсутствие хеппи энда в их любовной истории только к лучшему.
Вся драма Ледбиттера построена на том, что клиенты считали его вещью, которая не может думать, чувствовать, и даже слышать то, о чем говорят на заднем сиденье, а может лишь выполнять чужие прихоти. Ни с чем не сравниться их удивление в те моменты, когда он все-таки выходит за рамки своей функции и проявляет живые человеческие эмоции. Вот только о чем же говорит финал, к которому Хартли приводит своих героев? Уж не о том ли, что автор не верит в саму возможность людей видеть друг в друге прежде всего людей, а не инструменты, тщательно заточенные под конкретные нужды?
3165