Рецензия на книгу
Цветы запоздалые
Антон Чехов
Аноним13 августа 2021 г.Началось всё с чёрно-белого спектакля 1969 года с Еленой Соловей в роли Маруси Приклонской (режиссёр Анатолий Наль). Это шедевр. Для меня никаких сомнений в том, что игра актёров гениальна, а ключевая сцена с признанием в любви - сильный момент, определяющий важность человеческого внимания в жизни любого, а уж тем более мыслящего существа.
Потом я посмотрела фильм того же 1969 года с симпатичным Александром Лазаревым в роли доктора. Марусю здесь играла Ирина Лаврентьева, в её лице и жестах я не нашла ни искренности, ни утонченности. Но если бы это было единственным недостатком! Фильм, в арсенале которого и цвет и смена декораций, фильм намного уступает спектаклю. Это просто фарс, зато с красной каплей на белой перчатке, с лошадками, с барабанами, с поездом и с максимальной эссенцией нелепости и фальши. Ключевая сцена с признанием в этой картине вызвала хохот. Наибанальнейше, достойно третьесортного любовного романа. Неловко было даже глядеть на Лазарева, стыдно как-то, ну что он позорится?
А вот первоисточник, конечно, прочесть захотелось сразу. Какой из двух вариантов более близок к тексту? Насилу нашла в библиотеке, очевидно, не самый знаменитый рассказ Антона Чехова. И ясно почему - кино, увы, оказалось ближе к сюжету. Да, конечно, упущены талантливые описания природы, но сама повесть не глубока, герои набросаны схематично, а финал скомкан, сплющен даже. Автор имел право тренировать свой талант, верно?
И все же, и все же, как чуден спектакль! Режиссёр Анатолий Наль и талант его актёров отполировали повесть, увидели и показали нам такую глубину, которой без них там ввек не разглядишь!...12443