Рецензия на книгу
Hamnet
Maggie O'Farrell
Аноним13 августа 2021 г.Мы оказываемся в шестнадцатом веке. В том веке, когда жил Шекспир. В той стране, где он родился, и, выросши, пытался понять, будет ли он так всегда мотаться вокруг кожевенной лавки своего отца. В книге автор, мне кажется, ни разу не назвала его по имени. Потому что он муж Агнес, отец Сюзанны, Джудит и Хамнета. А поначалу он сын Мэри и - как ни удивительно - Джона. И так и будет. Мы не увидим Шекспира-драматурга практически до самого финала. Зато в этом же финале мы узреем Шекспира-актера и Шекспира-режиссера. Кого из них больше - ну это будет очевидно.
Ожидая, что главным персонажем должен быть Шекспир, вы ошибетесь. Это право отдано в руки женщине. И какой женщине! И именно она замысливала побег для своего мужа. Сначала давая ему возможность сбежать от его семьи, от отца - в первую очередь. А через несколько лет - разыграв, как по нотам, его отъезд, якобы для развития кожевенного дела его отца в Лондоне, и заставив всех в это поверить.
И мы будем свидетелями их знакомства, их семейной жизни, их переписки, когда он окажется в Лондоне, рождения детей, двое из которых близнецы,
и оставшийся в живых близнец - это тоже драма, которая никак не меньше драмы родителей, потерявших своего сынастранностей, чудачеств или таких способностей Агнес, к которым - зная, что произойдет позже - будут тоже вопросы. Обычная - наверно - семья, женщины ведут дом, мужчины находятся в вечном поиске. В поиске себя, любви или выгоды... А если случается несчастье... а оно поджидает на каждом шагу: болезни, риск разорения, риск того, что общество может тебя отторгнуть, смерть, наконец, ведь есть еще и чума, не считая прочего. Так вот, если оно случается, можно оказаться со своими близкими по разные стороны баррикад. А можно - теми средствами, какие тебе дадены жизнью - сделать попытку прожить это несчастье. Сейчас бы современные психологи прочли бы нам целый курс лекций на тему тех событий и их интерпретаций, что в книге.
Вот такие, скажем так, средневековые (ну не стоит придираться) мытарства и неспешность - так и век шестнадцатый. Хотя не могу даже назвать это неспешностью. Это просто жизнь, со своей рутиной, радостями и бедами, здесь нет особых скачков. Вот только финал - он яркий. Здесь много страниц отдано госпоже средневековья - смерти. И как с ней смириться, как подготовиться к тому, что ты распрощаешься навеки с тем, кто дорог, и самое главное - как жить, когда жить не хочется, потому что ушла, заколочена в гроб та самая радость. Вот эти не самые радостные и достаточно объемные страницы меня поразили. Дети не должны уходить раньше родителей, но иногда так бывает. И то, как описывается... это... нет слов...
17886