Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним2 августа 2021 г.Гимн Парижу
Вроде бы история, которая всем известна, а все же ее стоит прочесть, потому что отношение к этому сюжету резко меняется при прочтении. Книга о страстях человеческих. О похоти в основном, ведь ни архидьякон, ни капитан, ни сама Эсмеральда по-настоящему не любили. В книге есть только два существа, имеющих любить: Квазимодо и Гудула. Один платит за доброе отношение к себе, другая искала своё дитя, которые любило мать не за деньги, чисто и невинно. И оба эту любовь потеряли, из-за чего их конец жизни наиболее трагичен.
И, конечно, это роман нравов. О беспечности, о жестокости, о королях, которые не правят своей страной, а лишь казнят и собирают дань. Последний мотив явно высказывается лишь в конце, но даже наличие Двора чудес и налогов подводит к этой теме.
Осада собора производит наибольшее впечатление. Опять благородная цель, которая превращается в жажду наживы и гнев. Хорошо показан характер толпы.
Да и в целом роман прописан прекрасно. Даже главы, посвящённые описанию и размышлениям об архитектуре, дополняют общую картину: прекрасное и ужасное идут рука об руку. Прекрасный Феб пуст и низок, ужасный Квазимодо чист в сердце своём, Клод Фролло учён и имеет высокое положение, но ничем не лучше похотливого бродяги со Двора Чудес, а цыганский король учит мудрости, не прикрываясь дорогой тканью.
Одним словом, прекрасный роман, не исторический, как заявлял сам Гюго, а роман нравов, гимн архитектуре.4388