Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн

Жан Мари Констан

  • Аватар пользователя
    Аноним1 августа 2021 г.

    Обзорное исследование эпохи религиозных войн.

    Начать следует с того, что название не соответствует содержанию. В книге речь идет о том, как знатные дворянские кланы, используя слабость королевской власти, под лозунгом борьбы за веру и благочестие на самом деле боролись за власть и сводили личные счеты. Нет более удобного предлога расправиться с давним недругом, чем обвинив его в ереси или в поддержке еретиков.
    Относительно содержания – книга представляет собой более или менее академичное исследование эпохи, это не научно-популярный очерк.
    В сфере научной новизны автор исследует наказы, составленные представителями сельских жителей в XVI веке и приуроченные к созыву генеральных штатов. Автор подробно анализирует требования в них содержащиеся, стиль написания, культурный уровень людей, писавших их. Исходя из их анализа, можно сделать вывод, что неприязнь к протестантам была связана с тем, что протестанты нарушили монополию католической церкви на праведность. Простой народ прекрасно понимал все недостатки церкви и ежедневно сталкивался с злоупотреблениями католического клира, но одно дело – частный случай плохого священника и, совсем другое, в общем единственно правильная вера. Следовательно, думал обыватель, не будет гугенотов – конец войнам.
    Автор вводит в научный оборот термин “среднее дворянство” отводя этой социальной группе стратегическую роль в победе Генриха IV, и окончании религиозных войн. Эти люди не были вовлечены в интриги королевского двора, но несмотря на это обладали достаточными ресурсами, чтобы влиять на ситуацию на местах.


    В XVI и XVII веках дворянство представляло собой ту социальную группу, в которой духовная свобода совести и поступков чувство солидарности и дружбы, могли привести как к спонтанному сплочению, так и к стихийному мятежу, без вмешательства со стороны кого-либо из принцев.

    Констан пытается обосновать мысль, что причина конфликта не ограничивалась религией, что в некоторых регионах на Юге Франции, протестанты требовали не только свободы вероисповедания, но и расширения их политических прав более широкой автономии, они боролись с экономическим диктатом центра, со злоупотреблениями королевских чиновников, за расширение полномочий Генеральных штатов.
    Сложно понять, и книга в этом не сильно помогает, всю глубину противоречий и накал враждебности существовавших в ту эпоху не только между католиками и протестантами, но между различными политическими группировками, между имущими и неимущими классами. Несмотря на то, что королевская власть предпринимала решительные попытки к примирению враждующих, обстановка оставалась напряженной настолько, что было достаточно любого даже малозначительного повода для того, чтобы устроить резню Дворянские кланы стремились к тому чтобы получить конкретные материальные выгоды пользуясь не зрелостью и слабостью правивших сыновей Генриха II религия была поводом, война – средством. Конечной же целью являлось получение неограниченной власти и материальных благ с ней связанных.


    Если аристократы и представители власти отрицали католицизм с конфессиональных позиций, то народ участвуя в грабежах церквей брал своего рода реванш над властями религиозными, отбирая у них все то, что было отобрано у него самого в виде десятины или иных поборов.

    В итоге, напрашивается вывод, что французские религиозные войны пусть и кровавый, но необходимый этап на пути к созданию гражданского общества.

    11
    243