Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
Thomas_Ebbott31 июля 2021 г."...сознают свою индивидуальность - только засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб: здоровый глаз, палец, зуб - их будто и нет" (с)
Что ж, наконец, мои руки добрались до Замятина с его знаменитым «Мы», и из-за довольно частых разговоров про схожесть данного романа с оруэлловским «1984», который я читала еще в старших классах, невольно при чтении начинала их сравнивать. Несмотря на то, что многие детали романа Оруэлла уже стерлись из памяти, он произвел в свое время довольно сильное впечатление. Могу ли я тоже самое сказать о романе Замятина? Определенно нет. Вспомню ли я его через несколько лет? Не уверена.
Начну, пожалуй, с плюсов. Их, к сожалению, немного.Во-первых, сама идея. Я люблю антиутопии, пусть не так уж много их и читала, и здесь вышла довольно интересная антиутопия, так как автор затрагивает серьезные проблемные вопросы: что лучше для общества коллективизм с его одинаковостью или индивидуальность каждого? В чем же счастье - в свободе или несвободе? И, хотя ответа мы четкого не получаем, так как действия происходят от лица героя, который сам толком не успел разобраться в этом, автор оставляет пищу для размышлений.
Во-вторых, это судьба О как героини. Отправляю это в плюс, потому что, честно, тронуло.Все. Дальше по минусам.
- ужасный язык. Просто спотыкаешься на каждом абзаце, иногда вообще выпадаешь из повествования и банально не понимаешь, что происходит с героями. Очень, надеюсь, что это язык героя – не автора.
- отсутствие какой-либо атмосферы. Имхо, но Оруэлл тут выигрывает. В «1984» была очень гнетущая атмосфера обреченности, безнадежности попыток воевать с машиной государства. Под конец это чувствовалось очень сильно (образ О’Брайена и в целом окончание романа тому яркий пример). После концовки романа Оруэлла ты отчетливо ощущаешь тщетность борьбы с режимом горстки людей. Да, пессимистично, но во многом правда. Избранных и прочее оставим для подростковой литературы. У Замятина тоже концовка пессимистичная, но настолько не цепляющая, что тебе все равно, что случилось с героями. Под конец началась совсем какая-то сумбурщина. Что случилось? Что творят революционеры? Чего они хотят добиться?
- раздражающие герои. Простите, но я должна верить в эту историю любви? Бред. Девица просто использовала бесхребетного героя, который сам не мог разобраться в себе. Никакой любви и в помине там нет. Не увидела. Если Замятин хотел показать, что обе стороны (государство и оппозиция) манипулируют простым человеком и используют его для достижения своих целей, то он, конечно, молодец. Но что-то я сомневаюсь.Возможно, я не доросла до Замятина. Возможно, я просто не хотела колупаться во всех этих языковых дебрях, чтобы понять, что творят герои и каковы их цели. Все равно. Галочку поставлю напротив «Мы».
4162