Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Козел отпущения

Дафна Дю Морье

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июля 2021 г.

    Приключение бесхребетного тюфяка.

    Я уже читала у Дюморье рассказы и мне не то, чтобы они очень понравились. Точнее, некоторые из них начинались вполне неплохо, но то, чем они по итогу заканчивались вводило в такое недоумение, что положительного мнения никак не складывалось. Я понадеялась, что с полноценными романами сложится лучше и набрала себе их во всех клубах подряд, чтобы закрыть гештальт и вынести свой окончательный вердикт. Первым выбрала именно этот из-за заинтересовавшего сюжета: двойники, жизнь за другого человека, постоянно находиться на грани разоблачения его родными. Мне виделось во всём этом некая игра, где один неверный шаг и ты проиграл. Жаль, что ожидания не оправдались.

    Всё начинается с того, что герой сокрушается на никчёмность своей жизни и личности в целом. Ничего-то он не добился, звать его никак и вообще мечтает он о другом. И тут судьбоносная встреча с человеком, как две капли воды похожего на него. Интересная беседа, не уходящее возбуждение от случившегося и внезапно новое утро, где все убеждены, что он другой человек, имеющий состояние и большую семью. Герою приходится притворяться, но он уверен, что всегда сможет сбежать, если вдруг что-то пойдёт не так. Продолжается всё бесконечными трудностями: управлением убыточной компанией, разборками с нерадивой семьёй, путаницей с количеством любовниц, практически банкротством из-за любви к дорогим и бесполезным покупкам, и другими мелкими неприятностями.

    Казалось бы, отлично прописано, как тяжелы жизни даже тех, кто с виду кажутся успешными и ни в чём не нуждающимися. Вот только есть несколько проблем, превращающихся в большой минус всего романа. Помимо главного, где нужно быть уж очень наивным, чтобы поверить во всё происходящее, имеются и другие. Сначала о наивности — трудно представить семью, встречающуюся каждый день по несколько раз лицом к лицу, но при этом не понимающую, что ваш родственник как-то сильно изменился и ведёт себя подозрительно. Там ведь не просто разные повадки, а вообще всё, так как герой ничего не знает о личности своего двойника. Но никто ничего не подозревает.

    Следом идёт ещё одна проблема — та самая личность, что героя, что его двойника. И если со вторым легче, так как он не раскрывается до конца из-за редкого появления на страницах, с первым действительно большие проблемы. Джон, а зовут его именно так, унылый, никчёмный от слова совсем и не внушающий ни грамма уважения к своей персоне. Он умеет хорошо лишь ныть, считая себя таким несчастным, пока остальным из-за него же ещё хуже. Вся его напыщенная доброта и забота о чужой семье не более, чем слабое желание выделиться, показать, что он лучше того человека, который всё бросил и уехал развлекаться. Забавно, ведь из-за того, что никто ни о чём не догадывается, выделиться он пытается перед собой же. Я хотела видеть не мразотную размазню, а героя, может и плохого, но играющего чужую роль с большим чувством. Умного, расчётливого и не скрывающегося за маской добряка. Такому человеку я бы тоже не сопереживала, но хотя бы была заинтересована в том, как сложится его жизнь.

    О двойнике трудно говорить с полной уверенностью, но попробую. Он злодей в глазах многих, но в моих ещё и ужасающе непрописанный. На протяжении всего повествования персонажи описывают его разным: не интересующимся фабрикой, наплевавшим на простой люд, свою жену и остальную семью, транжирой и бабником, изменяющим направо и налево. В видении героя же он расчётлив и умён, как раз такой, каким я хотела видеть самого Джона. Если собрать воедино всё, о чём о нём говорили, получатся несколько разных человек, но никак не один. Воспринимать его не более, чем карикатуру на злодея не выходит, уж больно нелепа его личность.

    Сразу за этим недоумение по поводу поведения семьи. Я им не верю и так с самого начала. Единственно мало-мальски прописанная героиня — сестра двойника. У неё есть мотивация к ненависти, но как только заходит речь о дальнейшем и она наступает на главную проблему — наивность. И так со всеми. Почему брат спокойно собирается уезжать, почему его жена, которая ещё пару страниц назад не отпускала героя и устраивала скандалы вдруг передумала и отпустила с миром? Почему взрослая герцогиня поддаётся его желанию закончить с её наркотической зависимостью, если прекрасно понимает, что из этого ничего не выйдет? Почему сестра справится с управлением фабрикой, если до этого она только и делала, что молилась и убеждала его дочь уйти в монастырь? Сложилось впечатление, что писательница не совсем понимала, что делать с персонажами и поэтому она просто подогнала их под нужный шаблон, заставляющий двигаться сюжет, отсюда и вся нелогичность.

    Мне не понравился ни один персонаж. Они пустые и ненастоящие, и отчего-то все зависящие от человека, который для них ничего не сделал. Что первоначальный, что тот, который себя за него выдавал. Особенно сильно это было видно с их общей любовницей, что подчёркивает сама писательница, называя их отношения не отношением женщины и мужчины, а матери и сына.

    Если воспринимать всё в духе "посмотрите на этого дурака и никогда не следуйте за его поступками" — можно и смириться с происходящим и даже поаплодировать, но у меня не сложилось впечатление, что писательница показала именно это. Было ощущение, что подобный тип мужчины для неё нормален и не порицаем. Такое себе, если честно.

    Содержит спойлеры
    81
    2,8K