Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь

Ги де Мопассан

  • Аватар пользователя
    Evangella28 июля 2021 г.

    Этот роман следовало назвать Антижизнь.
    Ги де Мопассан описал нам существование некой аристократки по имени Жанна с момента её выхода из монастыря в 17 лет до самой старости, которая внезапно настигла её лет в 50.
    Начало XIX века, у женщин практически нет прав, их передавали, как скот, из рук отцов в руки мужей. Многие не имели ни воли, ни мозгов, чтобы как-то изменить свое положение. Вот и наша Жанна, едва обученная монашками грамоте, молитвам и чтению одобренной церковью литературы, мечтает о новой свободной жизни и любви. Свободу она воспринимает очень странно, по нашим меркам, естественно. Для нее это возможность жить постоянно в деревне, гулять по полям-лугам, любоваться рассветами-закатами. На этом, собственно, все. Где-то на горизонте порхают мечты о будущем супруге и неземном блаженстве, знания о котором почерпнуты целиком из целомудренных романов.
    Жанна очень наивна, романтична, эмоциональна, ненаблюдательна и можно сказать туповата. Мы не можем её винить, ведь против наследственности не попрёшь. Родители аналогично по части разума звезд с неба не хватают. Поначалу все складывается неплохо, девица восторженно соглашается стать женой первого встречного виконта по имени Жюльен, даже не будучи уверенной, а влюблена ли она в него. Ни любви, ни страсти нет, но вот она - Свадьба! А дальше начинается эта самая — Жизнь.
    Полная разочарований от каждого её аспекта. Начиная с жуткой первой брачной ночи, к которой её не подготовила мать. Так стеснялась что-то объяснить дочери, что вместо себя на столь деликатный разговор подослала отца! Тот тоже не справился. И на этом месте можно пожалеть героиню, потому что в те времена никакой возможности узнать об интимной стороне брака у девушек не было. Так же помним, что Жанна ненаблюдательна, наивна и туповата, поэтому даже живя в деревне на то, что делают котики-собачки и прочие живности она не обращала внимание. В общем, ждал её неслабый такой сюрприз.
    Муж оказался скупой, мелочный, развратный, изменял ей направо и налево. Но как успокоили её родственники и местный священник — все так живут, надо простить и смириться.
    Жанна стала не жить, а доживать. Как бы это странно не звучало, но за годы жизни в монастыре она не заимела ни одной подруги или хотя бы приятельницы. Никакой переписки не вела, книг не читала, ничем не интересовалась, ничем не занималась, под предлогом, что муж взял в руки все бразды правления. Но она и не хотела ни во что вникать, овощное существование её вполне устраивало.
    Автор прекрасно описал всеобщее разложение, оставшегося в живых после Французской революции, дворянства. В этом болоте нет ни одного адекватного человека.
    И вот тут я должна сказать, что Ги де Мопассан никогда не войдет в число моих любимых писателей. Например, у Эмиля Золя показаны аналогичные тлен, разброд и шатание, но все его персонажи настолько живые и сочные, что даже разлагаются активно и увлекательно. У него совершенно разные герои. Кто-то умён, кто-то туп. Хитрецы, простаки, святоши, развратники, дельцы, склочники. Никто не стоит на месте. Кто-то развивается, пусть и в негативном ключе, кто-то деградирует. Жизнь кипит. На месте засохшего и почившего прорастает новый побег, такой же больной или все же имеющий шанс. Жизнь и эволюция во всей красе.
    У Ги де Мопассана все тихо ползут в сторону кладбища, рыдая и страдая. Жанна может запросто хлопнуться в обморок по любому поводу, или проплакать несколько дней, или истерику закатить в самый неподходящий момент. Экзальтация 80 уровня.
    Мысли и чувства её весьма примитивны. Она постоянно или восхищается природой, или перебирает эпизоды негативные - кто её обидел, как именно, её реакции, горестные восклицания как дальше жить?, опять краткое отвлечение на природу-погоду, и снова к милым сердцу обидам и страданиям. Позже появились вкрапления с воспоминаниями из юности и сладких моментов материнства, когда она уродовала жизнь своему единственному сыну. Какой полет ума! Какие тонкие чувства! (сарказм, если что)
    Её мать хотя бы чем-то себя занимала — перечитывала старую переписку (и как выяснилось, ей было что вспомнить в отличие от своей унылейшей и слабоумной дочки), читала романы, получала удовольствие от еды и прогулок, пусть болезнь и обжорство все же свели её в могилу, но жизнь ей была в радость.
    Жанна же постоянно страдает, характера у нее практически не наблюдается и она все время попадает под влияние других людей. Только что-то экстраординарное может сподвигнуть её изменить своим привычкам. Да и то в мелочах - топнуть ножкой, например, и пожелать взять в новый дом рухлядь с чердака. Ого-го поступок! Характер!
    Избаловала сына, он вырос невоспитанным и необразованным эгоистом, никто из семьи даже не попытался привить ему элементарные правила морали и этики.
    Всех местных простолюдинов никто из аристократии за людей не считают, они для этих возвышенных просто скот, живущий на инстинктах. Захотел побил, захотел изнасиловал, захотел на улицу выгнал. Мопассан прекрасно показал, что ни аристократы, ни обычные крестьяне по сути друг от друга не отличаются.
    Поднимаются важные вопросы о супружеских отношениях, об условностях в обществе, неравенстве, религии, фантатиках, удушающей материнской любови, ну и отсутствии нормальной медицины (слабоумный на слабоумном, слабоумным погоняет и ни одного вменяемого опекуна поблизости).

    Многие пишут, что писатель прям таки проник в женскую душу. Вот только не надо души обобщать. У него в романе есть лишь одна разумная и адекватная женщина, это служанка Розали (к слову сказать и мужчин нормальных нет, если только условно отец Жанны, но и тот...), в остальном сплошной мрак и тлен. Слабоумие без отваги. Серьезно кто-то верит, что все в то время были такие? Или это был какой-то подвиг быть умной женщиной?
    У других авторов подобного не наблюдается. Язвительная Остин разделывала под орех общество того времени, Шодерло де Лакло еще в XVIII веке выводил в героини умных женщин, да, его маркиза де Мертей беспринципная мерзавка, но в уме ей не откажешь. Места в отзыве не хватит, чтобы привести хоть крошечную долю примеров из литературы и реального мира. Просто большинство писателей выводили подобных Жанне слабоумных барышень и убеждали окружающих, что вот она настоящая женская душа.
    Женская душа женской душе рознь, не надо обобщать всех и пытаться представить безмозглыми и бесхарактерными клушками. Не берите пример с Жанны, пользуйтесь мозгами. Я ни разу не феминистка, восхищалась слогом Ги де Мопассана, но от его персонажей в дрожь бросало.

    31
    823