Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
ann197427 июля 2021 г.Всем, кто испугался объёма книги и сложного начала с множеством имён, настоятельно советую: не сдавайтесь, проберитесь через первые 50 страниц, воспользуйтесь указателем имён, расположенным в конце книги, и вы прочитаете изумительное произведение. Да, книга объёмная, но ведь автор от имени главного героя излагает нам историю целой человеческой жизни, вместившей множество встреч и расставаний с другими людьми, у которых попутно тоже происходят важные для них события. Многие этапы жизни главного героя тесно связаны невидимыми нитями с прошлым, и эти ниточки, переплетаясь, уходят в глубину веков. Очень наглядно эту связь демонстрирует история скрипки, которой владел сначала отец ГГ, а затем и сам Адриа Ардевол. Мы узнаём её историю, начиная с дерева, из которого она была сделана несколько столетий назад. В течение веков скрипка побывала в разных руках, порой её судьба была трагична, но когда её касаются руки настоящего музыканта, она способна издавать чудесные звуки, прославляя таким образом своего мастера. Таким блестящим скрипачом был и Адриа. Впрочем, ещё будучи мальчиком, Адриа проявил огромные способности не только в исполнительском мастерстве, но и в области филологии и лингвистики, в частности, в изучении языков. Автор выбирает для повествования не линейный способ изложения, характерный для жизнеописаний. Год за годом прослеживая жизнь ГГ, Ж. Кабре постоянно отвлекается то на определённый этап жизни его отца или матери, друга или возлюбленной, а то и вовсе увлекает нас на много столетий или десятилетий назад. Постепенно из отдельных кусочков такой пёстрой мозаики человеческих жизней складывается общая картина, появляется понимание поступков того или иного героя. Вообще роман «Я исповедуюсь» мне немного напомнил «Облачный атлас» Митчелла Д. Только в «Облачном атласе» мы знакомимся с шестью разными историями, рассказанными шестью разными людьми, а у Ж. Кабре основное повествование ведётся от лица Адриа, в которое тесно и подчас неуловимо вплетаются кусочки чужих воспоминаний, напоминая отчасти поток сознания. Поначалу это сложно воспринимается, путаешься, не понимая, о ком идёт речь. Но постепенно, когда разберёшься с именами героев и их связями (родственными, служебными, дружескими, любовными), остановиться уже невозможно, потому что затягивает неимоверно. Это было первое произведение Ж. Кабре, прочитанное мною. Однозначно буду продолжать знакомство с творчеством этого писателя.
10562