Рецензия на книгу
Исповедь маски
Юкио Мисима
Аноним5 января 2013 г.И узилище страданий я стальным ключом открою,
И надломятся стрелы, коими к стволу, был Себастьян пригвожден.
И вложит он свои персты в мою огромную раззявленную рану,
И поцелует он мои от слез опухшие глаза,
И я уйду от вас от всех, уйду к святому Себастьяну,
Черкнув три слова на скрижалях небес:
"тенно хэнка банзай"Эжен Д'Альби "Смерть Юкио Мисимы"
Как вы считаете, можно ли написать книгу про гомосексуалиста, латентного садиста в жанре психологической прозы (триллеры и хоррор отметаем сразу) так, чтобы это было интересно читать, чтобы брало за живое, чтобы внутри все дрожало от боли за этого человека? Вы не поверите...
"Исповедь маски" мы обсуждали в нашем любимом уфимском клубе "Рыжая куница" и мнения резко разделились. Я говорю об этом, потому что хочу заметить, у меня очень доброжелательное восприятие этой книги относительно среднего уровня, поэтому все дальше написанное субъективно и душевного катарсиса после "Исповеди" я никому не обещаю. К тому же в конце рецензии - спойлер.Это тяжелая мрачная книга, написанная безупречным выверенным языком. Книга, похожая на тот дом, где герой провел свое детство - неуютная, огромная с темными углами и запертыми дверьми. В триста страниц автор вместил взросление героя и становление его как личности в мире, где он априори не может считаться нормальным, в мире, который отказал ему в праве на существование. Его избегают знакомые, он скрывает свою душу от своей семьи и он маскирует свой гомосексуальный интерес под дружбу, когда это возможно и он говорит о женщинах невиданные пошлости, потому что женщины у него не вызывают ни малейшего интереса. В этом мире он растет и взрослеет и другого он не знает. Он может только угадывать, как это бывает у нормальных людей. Угадывать и пытаться подогнать свою маску под понятие нормы, чтобы не превратиться в парию окончательно.
Для меня не может быть ничего страшнее невозможности быть самой собой и от одной мысли носить маску двадцать лет по спине пробегает дрожь. Ни друзей, ни врагов, ничего нет. Пустота.
И неудивительно, что Кими решается на последний отчаянный эксперимент. Встретив Санако, молодую девушку, он пытается внушить себе любовь к ней. И он соблазняет ее, но ее душу, а не тело. Ее тело его просто не интересует. А без физической близости не может быть ни брака, ни просто любовный отношений. Кими и Санако остаются в странных отношениях. Это больше, чем дружба, но гораздо меньше, чем любовь.К слову, Кими так и не сумел открыться Санако. Она не знает, почему он отверг ее. Почему ее первый возлюбленный так странно поступил с ней - бросил ее почти без объяснений. И инстинктивно она понимает, что все не так просто и продолжает общаться с ним после своего замужества.
А Кими? Сложно говорить о нем. Даже в повествовании он носит свою маску и исповедуется нам одна из его личин. Может ли постоянное актерство в самой тонкой, в самой значимой для человека сфере не привести к паутине бесконечной лжи, в который путается и сам рассказчик? Конечно же, да. Можно пытаться нащупать путеводную нить Ариадны и идти вперед по этой тяжелой книге, которая одновременно похожа и заброшенный дом и на лабиринт Минотавра. Кто знает, что вы найдете, если будете искать слишком упорно?1225