Рецензия на книгу
Scythe
Neal Shusterman
Аноним22 июля 2021 г.Мертвый мир
Что случится, когда люди перестанут умирать? Каким будет общество, состоящее из бессмертных? Как измениться жизнь людей и с какими проблемами они столкнутся? На все эти вопросы не отвечает автор этого произведения.
Одним ясным днем, когда солнце стояло высоко и под жарой плавились все вещи в квартире, я, в поисках чего-то такого почитать, наткнулся в интернете на эту книгу. Знаете, первая половина ее описания меня заинтриговала; мир, где нет войн и раздора, где все люди бессмертны и на фоне этого утопического мира существует особая каста людей, которые, по своему усмотрению, отбирают жизни. Голова сразу обрисовывала сюжет, где во главе проблематики ставилась бы отсутствие смерти и следом идущие за этим социальные проблемы. Казалось, что эта книга будет схожа с такими антиутопиями как «1984» или «О дивный новый мир». Но после прочтения второй половины описания я понял, что моим мыслям не суждено было сбыться, ведь главными героями были – подростки, одному из которых было суждено умереть, а значит мы получим подростковый сюжет в духе голодных игр.
Мироустройство
Первая и главная проблема всей книги – то, как этот мир работает и выстроен. Нам практически с самого начала поясняют что в мире смерть стала скорее исключением нежели правилом. С того момента, как люди создали сверхмощный искусственный интеллект, именуемым «гипероблаком», люди забыли, что такое смерть, войны и государства. Здесь нам говорят об эпохе бессмертных; как их мир отказался от политиков, как пришлось создать отдельную от гипероблака касту жнецов, заведующих смертью, как люди совершают «обороты», омолаживаясь таким образом, и как жнецы, ненавидя свою профессию, отнимают жизни других людей. Нам показывают, что мир этот практически идеален, и если бы не профессия жнецов, то он бы давно погрузился в хаос.
Сама идея книги состоит в ценности смерти. Через пренебрежение отдельных персонажей нам показывают, как важно человеку иметь сострадание к другим для поддержания миропорядка. Все произведение пропитано необходимостью смерти как явлению. Беда в том, что сама проблематика была реализована криво. Мир, который отказался от государств и власти над людьми, мир, который полностью доверился искусственному интеллекту в регуляции общественной жизни. И мир, который воспроизвел все это в виде жнецов. Мне нравится задумка мира, но ее реализация – нет. Всю книгу нам в лице разных героев проповедуют о важности смерти и профессии жнецов. Но… серьезно, существуют наночастицы которые восстанавливают человека после фактической смерти, существуют методы омоложения, существует суперкомпьютер, который никогда не ошибается, и все, что придумал компьютер – дать власть некоторым людям над смертью? В плане, регулировать популяцию в этом отношении можно со столькими методами, что за суперкомпьютер становится стыдно. Он мог просто отключать наночастицы у наиболее «старых» людей, позволять быть бессмертным тем людям, у кого присутствуют значимые заслуги перед обществом и тд. Но вместо этого было решено создать жнецов, которые убивают свою жертву не всегда гуманно.
Да, для кого-то это покажется мелочью, но в следствии всего этого перестаешь верить в мир, отсутствует погружение. Ты не веришь, что такая проблема могла бы образоваться и все, что остается в такой ситуации – концентрировать внимание на историю отдельных персонажей.Персонажи и драматичность ситуации
Сюжет крутится вокруг нитакихкакфсе-подростков, которые сначала становятся учениками жнеца Фарадея, но вскоре они разлучаются и идут каждый своей дорогой. Тут даже описывать особо нечего, характеры двух героев клишированы, и если бы мне сказали их описать очень кратко, то я бы воспользовался японскими терминами «ояш» и «цундере».
Более интересным мне показался конфликт жнецов старой гвардии и новой, чьи мировоззрения представлены в двух персонажах: Фарадея и Годдарда. Их конфликт заключается в восприятии профессии жнецов: должны ли жнецы ненавидеть жатву и сострадать другим людям? Старая гвардия придерживается определенных моральных ценностей. По их мнению, следует различать действие «убийство» и действие «жатвы». Жнецы выполняют второе, а поэтому они должны воспринимать свое призвание как должное, и нечто неприятное. С другой стороны, у нас есть Годдард, который представляет новую гвардию. У жнецов есть 10 простых заповедей, которые они обязаны соблюдать, и, несмотря на свою эксцентричность, Годдарду удается не выходить за рамки правил, находя в них лазейки. К примеру, чтобы обойти восьмую заповедь, которая звучит следующим образом:
Не взыскуй никаких владений земных, исключая мантии и кольца.Годдард под страхом смерти заставляет владельца особняка «одолжить» его владения до поры до времени. Сам персонаж очень напыщенный и театральный, любит убивать людей и в книге выступает в качестве антагониста.
Из прочего хотелось бы отметил дневниковые записи, которые выделены курсивом и раскрывают детали не только характера персонажа, написавшего текст, но и особенности внутренней кухни жнецов.
Итог
В результате имеем крепкую подростковую книжку, в которой был потенциал, но он был безнадежно потерян. Есть вторая и третья часть, но, думаю, там будет углубление именно в сторону главных героев без усложнения мира.
3251