Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июля 2021 г.

    Кинкакудзи (Золотой павильон) был сожжен 2 июля 1950 года 21-летним монахом-учеником, который таким образом пытался покончить жизнь самоубийством. Монаха удалось спасти, он был приговорен к 7 годам заключения и чрез 6 лет умер от туберкулеза и психических расстройств.

    Эти события и легли в основу романа Юкио Мисима. Автор попытался проникнуть во внутренний мир своего героя и объяснить мотивы его поступка. Очевидно, что душевное состояние человека, совершившего подобный поступок, сильно отличается от среднестатистического и понять его до конца очень сложно, мне это не удалось. Несмотря на то, что повествование ведется от первого лица, многие постулаты главного героя остались для меня загадкой, как и главный вопрос, почему же он поджег храм.

    Молодой монах в детстве был хилым и болезненным ребенком, к тому же он с рождения заикался. Это сразу отдалило его от других детей, он стал замкнутым, в нем очень рано поселилась любовь к уединению и абсолютная уверенность в том, что окружающий мир не в состоянии его понять. И вот тут возникает странный парадокс, с одной стороны, он постоянно ощущает свою ущербность, свое уродство. Но в то же время он как бы упивается этим состоянием, это некая идентификация его личности, для него является чуть ли не оскорблением, если люди воспринимают его как обычного человека.

    В этом человеке живет огромная темная сила, он получает удовлетворение от разрушения. В книге несколько раз встречается изречение из Риндзайроку (Священная книга школы Риндзай): «Встретишь Будду – убей Будду, встретишь патриарха – убей патриарха, встретишь святого – убей святого, встретишь отца и мать – убей отца и мать, встретишь родича – убей и родича. Лишь так достигнешь ты освобождения от оков греховного мира.»

    Вот примерно так и поступает главный герой, он не может сосуществовать с тем, что ему дорого, ему надо быть свободным от всего. Золотой храм для него- символ вечной красоты, и вот тут тоже не совсем понятно. С одной стороны, храм должен быть уничтожен, потому что не должно быть ничего вечного. На протяжении всей долгой истории Японии, многие храмы появлялись и уничтожались, огнем или людьми, так по какому же праву Кинкакудзи претендует на вечную жизнь, да еще и тревожит сердца людей своей красотой. И в то же время, монах уверен, что уничтожение храма изменит сам мир, он никогда уже не будет прежним. Похоже, что конкретной причины, почему монах сжег храм, вообще не существует. Просто однажды, как некое мироощущение, в его мозгу родилась мысль «Я должен сжечь Золотой Храм» и эта мысль полностью подчинила его себе.

    В книге очень много философских рассуждений, мне они часто были непонятны, но при этом, читать было интересно. Очень все же хотелось во всем разобраться. Не знаю, возможно ли такое в принципе, можно ли понять человека, который мыслит совсем другими категориями и смотрит вроде и на тот же мир, но видит совсем другое.

    14
    1K