Рецензия на книгу
Блеск и нищета куртизанок
Оноре де Бальзак
Аноним18 июля 2021 г.К сожалению, название романа вовсе не соответствует его содержанию, что уже оставляет неприятный привкус обмана ожиданий. Чисто номинально несколько куртизанок в сюжете есть, но они даже не на главных ролях и особой погоды в сюжете не делают. Эстер первую половину книги усиленно молилась и каялась в своих грехах, а во второй половине от нее осталось только письмо. Величие главного женского персонажа, который способен вызвать ажиотаж в высшем обществе одним своим появлением в Опере, в полной мере так и не было раскрыто автором. Все свелось к тому, что влюбленные дамы одинаково глупы - будь ты хоть куртизанкой, хоть графиней. А в центре повествования настоящий светский лев с непонятным прошлым и туманным будущим, окруженный флером таинственности под покровительством испанского аббата, с целью укрепить свое положение в обществе удачной женитьбой. И это, пожалуй, самое слабое звено романа, поскольку Люсьен совсем не вызывает никаких эмоций. Он, как обычная тля, просто живет за чужой счет и почему-то уверен, что это нормально.
У меня сложилось такое впечатление, что Бальзак хотел написать что-то среднее между бытовым реализмом Эмиля Золя с описанием нравов Франции XIX века и приключенческим романом в стиле "Парижских тайн" Эжена Сю. Но в первом случае его персонажам не хватает фактурности и живости, а во втором - недостаточно увлекательный сюжет и неумение закрутить интригу туже. Казалось бы, такие сильные моменты, как смерть ключевых персонажей проходят вскользь, не вызывая особых эмоций, когда на описание тюрьмы и процессов судопроизводства, например, тратится несколько страниц. И это, конечно, проблема многих романов-фельетонов, которые публиковались на протяжении долгого времени в периодических изданиях, когда авторы пускаются в пространные рассуждения, не продвигая сюжет вперед. Еще одним из минусов для меня стало множество имен. Но тут Бальзак превзошел сам себя, дав почти каждому персонажу не только несколько имен, но и кличек, которые в тексте периодически менялись. Это не особо помешало мне читать, но раздражало также сильно, как и акцент банкира.
Поставлю все же нейтральную оценку, потому что местами все-таки было интересно следить за противостоянием каторжника с особами высшего общества и как быстро менялось отношение знати к нему, стоило им только получить какую-то услугу. Концовка, конечно, чуть подкачала, но Жак Коллен - это единственный персонаж, за которым интересно наблюдать (пока он не начинает в очередной раз боготворить своего протеже). Да и в целом сюжет довольно актуальный, если рассматривать с точки зрения связей в обществе. Ну и не могу не отметить все же работу автора с точки зрения его стиля. Его слог местами зануден, но все же красив. А эти дополнительные исторические справки хоть и раздражают, но за ними все же стоит работа автора в изучении темы.
PS: Если все же хочется почитать про куртизанок, то очень советую "Падшую женщину" Эммы Донохью.
10748