Рецензия на книгу
Чудотворная
В. Тендряков
Аноним30 декабря 2012 г.Сразу оговорюсь. Это не полноценная рецензия на книгу «Чудотворная». Это попытка проанализировать жизненный путь писателя Владимира Фёдоровича Тендрякова. Объяснюсь с вами сразу же, почему мне не хотелось бы анализировать сам текст. Ведь, всем сейчас понятно, что в 1958 году могло появиться только «заказное произведение», тематика которого тесно ограничена рамками существующего в те времена в стране антирелигиозного порядка. Хорошо, что в книге показаны не верующие люди, живущие в радости богообщения, а суеверные, общение с Богом подменяющие различными магическими ритуалами и ограничениями. Верующие в этой книге - сплошь больные, злобные, кликуши, и поп-то сам не особо верующий, да еще и с сигаретой в зубах. Зато трудящаяся интеллигенция в лице учительницы школы (естественно - атеистка) - сама праведность.
«Чудотворная» - одно из первых произведений В.Тендрякова. Поэтому, не очень сильной оказалась его аргументация против Бога, против неизвестного нам духовного мира. Хорошим моментом в ней можно считать вот какую сторону. Писатель обращается к теме любви. Показывая борьбу в человеке светлых и темных начал, Тендряков обращается к идее необходимости торжества любви, задумывается над христианскими ценностями. Но заказ партии он все же выполняет этим произведением.
Давайте посмотрим на дальнейшую жизнь писателя. Если в повести «Чудотворная» (1958) он стоял на позициях воинствующего атеизма, изображая носителей веры резко негативно, то в «Апостольской командировке» (1969) говорит о том, что религия - протест против болезни бездуховности, поразившей общество. А в 1982 Тендряков вернулся к христианской теме в романе «Покушение на миражи» уже в другом контексте. Герои романа, программисты, моделируют на компьютере историю, «изъяв из нее Иисуса Христа», но с удивлением обнаруживают, что он вновь возникает, т. к. великий утопист и гуманист нужен людям.
Вообще, писателя волновала проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий. С одной стороны, Тендряков осуждает своих героев за отсутствие в них нравственной доминанты, с другой - говорит о ненормальности той социальной среды, которая лишает человека инициативы, выбора, превращает его в пешку, винтик. Последующие повести Тендрякова раскрывали трагические последствия пренебрежения законами нравственности «во имя» революции и «всеобщего будущего счастья». Герои Тендрякова все чаще начинают осознавать, что нормы морали должны основываться на любви к человеку, а не на догмах.
Писатель умер очень рано. Среди полного здоровья в 60-летнем возрасте инсульт и быстрая смерть. Вот так Юрий Нагибин отозвался на смерть Владимира Тендрякова:
Известие о внезапной смерти здоровяка Тендрякова меня ошеломило. Значит, это может произойти в любой момент, без предупреждения, без крошечной отсрочки на прощание, слёзы, на какие-то итоговые признания. Тендряков прожил чистую литературную жизнь, хотя человек был тяжёлый, невоспитанный и ограниченный, с колоссальным самомнением и убеждённостью в своём мессианстве. Строгий моралист, он считал себя вправе судить всех без разбору. При этом он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией, хотя бы подписанием какого-нибудь серьёзного письма протеста. Очень осмотрительный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь.
На этом я с вами прощаюсь. Что нас ждет в будущей жизни и Кто нас там встретит – узнаем все без исключения, но каждый в свое время.271K