Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Призрак

Ю Несбё, Ю.Несбе

  • Аватар пользователя
    Аноним16 июля 2021 г.

    ХАРРИ И ПРИЗРАК

    Книга начинается с описания мира глазами крысы. В Несбе пропадает знатный натуралист, должен отметить. Далее автор переходит к описанию мира крыс - вот Вам и процветающая Норвегия: «...истинное лицо Осло - лицо города с одним из самых высоких показателей потребления героина в Европе». Этот роман хитроумного норвежца посвящен одной из важнейших социальных проблем современности – наркотической зависимости и индустрии распространения наркотиков. В качестве наркоборонов здесь выступают русские – и тут в голову приходит, что если и другие национальные особенности описывались в романах Ю на таком же уровне (Таиланд, Гонконг, Австралия, Конго, Хорватия) то грош цена подобным подробностям. Убийца использует любимый пистолет русских киллеров «малаков»?!, присутствует сакральное поклонение пружинному ножу, главного в банде называют «атаманом», русские могут убить человека только потому, что тот грузин и тд и тп. Хотя, удивительным образом, все эти «развесистые клюквы» книжку не портят и не особо раздражают – достоинств в тексте гораздо больше, чем недостатков.

    Автор от книги к книге приобретает все большую уверенность в собственных силах, вырабатывая собственный стиль. Его история переполнена черным юмором, жуткими деталями, мерзкими героями - наркоторговцами, наркоманами, коррумпированными полицейскими, продажными политиками, есть извращенец и нимфоманка. Перед этим романом я читал вторую книжку серии «Тараканы» и в целом чтением был не потрясен. Контраст с «Призраком» разителен. Проза Несбе обрела необходимую упругость, стиль его жесток и циничен, отношение у людям безжалостно. Видно, что Ю с годами сроднился с Харри, впитав его злокозненную душевную ранимость, повседневную разочарованность и трагическое одиночество. Рассказ ведется уверенно, интрига не отпускает, наслаждаешься каждой страницей. При этом добавлено обычное сюсюканье по поводу вечно возлюбленной Ракели, само возвращение блудного бывшего полицейского на родину связано с обвинением ее сына Олега (ставшего наркоманом и дилером, чтоб читатель сокрушался) в убийстве.

    Автор ставит перед собой серьезные задачи, выводящие роман на совершенно новый уровень мастерства. И если ранние книги Несбе в большей степени были занимательными головоломками, пытающимися играть с законами жанра, то «Спаситель», «Снеговик» и особенно «Призрак» - созданы в традиции скандинавского «остросоциального» детектива, как написали бы в аннотации к советской серии «Зарубежный детектив». В этой книге Несбе пишет об ужасных вещах - о людях, продавших душу наркотику, о неуемной жажде власти, о разрушении института семьи, о всепожирающем одиночестве современного человека. Страницы пронизаны отчаянием и пораженчеством, выхода нет, - недвусмысленно и жестоко подводит итог своей мощной и трагической истории норвежец. Это, безусловно, литература самого высокого качества. И всё в самых лучших своих же традициях, с непременным пинг-понгом уликами и подозреваемыми, неожиданной развязкой, которая никого не оставит равнодушным, с оммажем классикам (конкретно - Конан Дойлу, не даром среди прочих неоднократных попыток убить, Харри попытаются буквально утопить чем-то вроде водопада:). Действие местами приобретает размах полицейского боевика, отсылая к другой составляющей метода автора – «черному роману» в его «крутом» изводе. В то же время, норвежский нуар, как и норвежский джаз, отличается некоторой особенной холодностью и северной печалью.

    Вывод: «Отлично». Возможно лучший из романов серии, по решаемым проблемам выходящий далеко за ее пределы. Так пожелаем же Харри Холе долгих лет жизни и пусть он все же выкарабкается из того тупика, куда загнал его Несбе в своей неуемной гордыни. Вернись, Харри!

    11
    507