Рецензия на книгу
Нет золота в Серых Горах
Анджей Сапковский
Аноним13 июля 2021 г.Нет, ну нет там золота
Сапковский, оказывается, такая язва. Остановлюсь на заглавном эссе — оно очень важно для понимания процессов в современном (уже лет 30 как) фэнтези. В мире, где есть Ле Гуин и Толкиен, а всё остальное как будто написано странненькими поклонниками Говарда и Берроуза, который Эдгар. Их, как и соответствующую аудиторию, Сапковский зовет либо инфантилами — если они пишут про Вареника в сметане по мотивам с концами исчезнувшей, а затем натужно вос-придуманной славянской мифологии. Либо психически нездоровыми людьми с неоформленной потребностью в терапии, если речь идет о Джоне Нормане и подобных.
По идее Сапковского, фэнтези стало отдушиной для двух противоборствующих лагерей: мужицкого да женицкого. Площадкой, где можно вывалить свои кинки, чресла и травмы. Вселенной всядных фанатиков, которые не ищут в историях логики, но желают прочесть ровно то, что подтвердит их чаяния и фантазмы. И всё это — на пути к Серым Горам, где золота вообще нет, ни слиточка.
Есть тут истина, конечно. В определенных кругах продолжают пользоваться
популярностью книжки про попаданцев, роковух, роковиков с буграми мышц промеж ног и тыды. Но сейчас автор, полагаю, уже не стал бы так ядовито капать мозгом на фандомы. Они развиваются, меняются и уже не столь радикальны, как в 60-90 годы. Они, в отличие от фанбазы попаданцев, платежеспособны и приносят неплохие доходы писателям и киностудиям. А если и затешется в эту шайку-лейку какой попаданец, то его непременно нужно как-то постмодернистски обыграть.
Но про первое столетие жизни жанра Сапковски правильно всё сказал. Вот так было, это история с моралью для следующих поколений: не ищите архетипы там, где их нет. Ищите ну, я не знаю, что-нибудь другое.
P.S. Не претендую, конечно, на звание истины в последней инстанции, просто стиль выражение мысли у меня такой сытый и самодовольный.4339