Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь маски

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним19 декабря 2012 г.

    Отойду да погляжу, хорошо ли я сижу...
    Книга опубликована в 1949 году – японцы вновь удивляют. В это же время (и даже несколькими годами позже) в Великобритании математик Алан Тьюринг был осуждён за гомосексуализм, что, скорее всего, привело его к самоубийству. «Исповедь маски» заслуживает высокой оценки за смелость и честность автора в описании чувств человека, отличающегося от других, не вписывающегося в стереотипы общества, и за великолепный стиль, переданный в переводе Григория Чхартишвили (отдельные фрагменты хочется выписать и перечитывать). Автор по своей воле стал объектом эксперимента для того, чтобы поведать остальным, каково это – быть не как все. Однако констатацией этого факта дело и ограничилось.
    Тема исповеди – махровый эгоизм/солипсизм главгероя, сосредоточенного на собственных переживаниях, на каждом волоске собственного тела, на каждом дуновении ветерка, который его касается – и при этом совершенно лишенного эмпатии, патологически равнодушного ко всем, кто не он – к родным, к тем, к кому испытывает физическое влечение, к женщинам, мужчинам, детям, животным...
    Стала ли Соноко единственным существом, которому удалось пробить слабую брешь в этой броне, сказать трудно – маска есть маска, и не всегда разглядишь, что за ней, да и есть ли там вообще кто живой... Мы видим лишь, что для рассказчика интересна и важна не сама девушка, а его рефлексии, связанные с ней (отношение к лицам мужского пола у него точно такое же – так что ориентация тут ни при чём).
    Напомнило недавний фильм "Стыд". Герой Мисимы более развит интеллектуально, как будто бы (во внешних проявлениях) более нравственен, однако его история – это тоже история ходячего мертвеца – пусть тонко чувствующего, страдающего, но лишь условно живого.
    Учитывая романтизацию образа писателя и даже возникновение некоторого его культа, чему, несомненно, способствует его яркая короткая жизнь и особенно красочная театрализованная смерть, «юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого» хотелось бы посоветовать продвигаться в поисках более живых ориентиров, причём совершенно всё равно какой ориентации.

    6
    50