Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пленница

Марсель Пруст

  • Аватар пользователя
    Josef-Knecht8726 июня 2021 г.

    Прости, Марсель!

    Начнём с того, что этот роман был уже пятый. Я давно привыкла к стилю Пруста, стиль у него, надо сказать, лёгкий (по сравнению с Джойсом), но уже с 4-ого романа началось переливание из пустого в порожнее.
    Рассказчик симпатию совсем перестал вызывать. Я примерно по возрасту сориентировалась.
    В этой книге и предыдущей ему примерно 21 год.
    И он вполне логично и справедливо себя уже к юношам не относит, готов жениться...
    Ну... И всё.
    И всё на этом. Этакий человек без свойств.
    Без ума, без сердца.
    Воображающий себя великим творцом, но так ничего и не сделавший, не начавший даже.
    Избалованное матерью вечное дитя.
    Есть в истории нашей литературы такой человек, обласканный бабушкой, правда.
    Поняли, наверное, о ком речь?
    К 21 году у человека был сложившийся литературный стиль, свой вкус, он попробовал себя во всех доступных ему искусствах.
    И как бы мы к нему ни относились,
    как бы ни кляли его чьи-то там мемуары, но в 21 год - это была сложившаяся, зрелая, пусть и непростая творческая Личность. И вообще Личность.
    А гг Пруста - это только мечты о гениальности и ни одного действия.
    А любовь?
    Вот параллелит своего рассказчика Пруст со Сваном.
    Но Сван - это тонкочувстаующая, во многом неординарная душа, способная, пусть и покалеченно, но любить.
    По-настоящему. Рассказчик Марсель кого любит? Альбертина снова вышла блёклая, со флёром приживалки.
    Она тоже без свойств абсолютно.
    Оба главных героя - те ещё гламурные шмотники. И вот ещё на ум приходит что: у Уайльда тоже много зацикливания на антураже, барахле, но даже он, поклонник жизни на широкую ногу, всё описывал умеренно, со вкусом и по делу.
    Описание каждой вещи как произведение искусства получаются...
    А у Пруста всё это напоминает некое бессмысленное высокопоставленное бахвальство.
    Тьфу, если честно.
    На время завязываю с Прустом.
    После гениальных "Девушек в цвету", читабельных "Германтов" и утончённого "Свана" просто горько читать такую вот графоманию.
    Прости, Марсель, я убежала вслед за Альбертиной!

    2
    886