Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь маски

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июня 2021 г.

    «Исповедь маски», поразившая меня роскошью своего стиля, вначале нестерпимо напоминала «Некрофила» Витткоп. Бесстыдное целомудрие, с которым мы погружаемся в малейшее движение души рассказчика, действительно, рисует décadence, а значит — думал я — роднит произведения. Но стоило углубиться в этот клубок терний, как все эти ассоциации исчезли сами собой.

    Я, должно быть, разочарую вас, не став расписывать в своей рецензии краткую выдержку из сюжета — этим дорогой читатель пускай довольствуется у других. Позвольте сразу перейти к сути. Внутренние терзания, гомосексуализм, срез жизни военной Японии, снова гомосексуализм… Всё внешнее, так или иначе, уже описано кем-то другим. Своей же целью я не ставлю ни нежное препарирование сноба, ни грубый отзыв потребителя. Только по-детски личную интерпретацию.

    Начнём, как принято выражаться, со слона в комнате — обезличивание рассказчика без обезличивания так такового. Подкрепляя основной мотив книги, «маску» и вариации её ношения, повествование зовёт героя по имени лишь единожды. Для откровения подобран момент мучительного осознания, в нём сталкиваются между собой два мира Юкио Мисимы: «извращённый» и «невинный», «норма» и «девиация». Контрастно, сильно, удивительно просто. И тем страннее, как глубоко заходит фраза сестры героя:


    А ты, Кими, не устал?

    Примечание внизу страницы гласило, что это сокращение от реального имени автора, Кимитакэ. Одно уточнение — и, казалось, малозначимое впечатление в калейдоскопе страданий становится главным событием главы.

    Но чем дальше заходило чтение, тем больше я задавался вопросом: почему, почему же эти чувства так резонируют с моим существом? Весь мелкий, жалкий «порок», что я находил в себе, я никогда не подвергал критическому анализу; отличаясь от общества, боялся его по абсолютно другим причинам — между мной и героем нашлось бы мало общего. Понимание нашло в середине пути.


    В этот момент что-то, находившиеся внутри меня, с неистовой силой раскололось надвое. Так упавшая с неба молния раскалывает живое дерево. Я явственно услышал грохот — это рассыпалось здание, возведённое мной в душе с таким тщанием и трудом. Один миг — и я моя жизнь превратилась в какое-то ужасающее небытие.

    Вся эта книга — о недостижимости стремлений. Подчинив свою жизнь «миру нормы», рассказчик всякий раз душил свои действительные порывы ей в угоду; осознанно, чувствуя, сколь болезненным и лживым это отрицание является. Бредил идеями «нормальности», но те ускользали даже в своём материальном облике — бедняжка Соноко, к примеру, была их олицетворением.

    Понимал ли он свои желания? Пытался ли перекроить себя, запуская машину самообмана, шёл ли против своей природы, загонялся ли в замкнутый круг из «быть хоть кем-то, только не собой»? Да. И это отчаяние человека, не осознающего, где затерялось его подлинное «я», этот бесконечный хаос лжи, с одной стороны, с другой — подавленная, отвратительная ему же сущность самого себя, впечатывает «Исповедь маски» прямиком в мою душу.

    Книга не пытается манипулировать читателем, в ней мало кто увидит свой слепок. Но даже слабый отголосок боли, терзающей каждого (пусть он того и не осознает), коснётся какой-то струны внутри: подцепит, покрутит из стороны в сторону, согнёт и не вернёт назад никогда больше.

    С истинами иначе и не бывает. Как вылупиться из яйца — назад не влупишься.

    8
    541