Рецензия на книгу
Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. Полное издание в одном томе
Иосиф Флавий
Аноним13 декабря 2012 г.«Иудейские древности»
Книга, вплоть до царствования Александра Македонского – по сути адаптированный вариант Ветхого Завета. Она точно повторяет все события и упоминает всех персонажей данного источника. От Библии ее отличает отсутствие постоянных перечислений и повторов, имеющих там место, а также некоторых «чудесных» и нелицеприятных эпизодов.
Постоянные намеки на Ветхий Завет и в том, что Всевышний и Предвечный, как называет Флавий бога, есть главный действующий персонаж. И только перейдя к событиям не столь отдаленным в историческом плане и не связанным с периодом Ветхого Завета, упоминание о божественном перестало быть таким явным.
Начиная с царствования Александра Македонского, династии Селевкидов и Птолемеев, то есть периода не отраженного в Библии, повествование обширно и явно имеет другие источники.
Заканчивается книга временем царствования ближайших потомков Ирода Великого.«Иудейские войны»
Со слов самого автора, хотя она и была написана ранее - это продолжение предыдущей книги. Тем не менее, начинается она и вначале во многом повторяет события «Иудейских древностей», в частности период воцарения и правления все того же Ирода.
Наверно, все же это было сделано для того, чтобы дать объяснение не только самим иудейским войнам, но и событиям, приведшим к ним, так сказать первооснове всей проблемы.
Иудейские войны – это война иудеев с Римом, осложненная внутренними конфликтами. Здесь римляне показали себя как хорошие стратеги, используя междоусобные войны иудеев.
«Против Апиона. О древности иудейского народа»
Третья книга данного тома дает ответы на вопросы об источниках первых двух трудов.
Флавий подтверждает – «Иудейские древности» основаны, прежде всего, на книгах входящих в Ветхий Завет. Есть и еще отдельные авторы и источники, на которые опирался автор при создании данной книги. Но в основном это касается более поздних периодов истории, при этом практически не приводятся названия трудов древних авторов, иногда нет и имен. Возможно, это связано с тем, что эти данные (имена) просто отсутствуют.«Иудейские войны» - это личные наблюдения автора, собственное мнение и видение ситуации как непосредственного участника происходящих событий. Думаю, историческая достоверность тут соблюдена, если не принимать во внимание описание действий собственной персоны, ведь каждому человеку свойственно приукрашивать свои поступки, особенно если пишешь ты, как предполагается, для будущих потомков.
Что касается непосредственных высказываний Иосифа Флавия против Апиона, то это тот случай, когда оппоненты переходят на личности. Истина вряд ли рождается в спорах, а уж в спорах, ведущихся подобным образом тем более.
Судить о том, кто прав в отношении главной мысли – о древности иудейского народа не возьмусь, для этого нужно знать и непосредственное мнение Апиона, а не пересказанное Флавием.В заключение хочу сказать, что труды Иосифа Флавия я воспринимала не как источники, подтверждающие историческую действительность, а как литературные памятники. К положительным сторонам творчества автора нужно отнести четкость, ясность, доступность мысли и языка, а это уже не мало при чтении подобных книг древних авторов. К тому же это и не безынтересно.
9241