Рецензия на книгу
Клеа
Лоренс Даррелл
Аноним12 декабря 2012 г.Закончена «Клеа», а вместе с ней и весь «Александрийский квартет».
В последнем романе больше анализа, чем действия. Он как бы закругляет, обобщает всю тетралогию.
Нет, и в нем не обошлось без открытия неожиданных тайных пружин поступков героев.
Внезапным оказался заключительный пассаж книги. Судя по нему, а также исходя из рабочих заметок и предисловия, Даррелл оставлял для себя возможность и далее продолжать цикл о полюбившихся героях с привлечением новых персонажей.
Но этого не произошло. Хорошо это или плохо, как знать?Основным для меня было все же продолжение развития уже озвученной ранее мысли об ограниченности поля видения. Видеть – значит домысливать, воображать!
Правда исчезает в процессе произнесения слова правды. Намекнуть – можно, приговорить и утвердить – нельзя…
И далее:
Если два и более объяснения одного и того же человеческого поступка являются в равной степени верными, что есть сам этот поступок, действие, как не иллюзия, – некий жест на фоне туманного покрова действительности, осязаемой лишь в силу обманчивой человеческой привычки все и вся классифицировать, делить?
И еще:
Сама по себе жизнь и есть вымысел – и все мы говорим об этом, каждый в соответствии с природой и мощью своего дарования.
Весь «Квартет» - это трюк умелого иллюзиониста и держалось все это на неправильно понятых жестах, поступках, словах.
Абсолютно поддерживаю тех, кто называет «Александрийский квартет» литературным деликатесом. Для гурманов – самое то! Это изысканная литература, кружевная вязь, сочетающая удивительный по красоте язык с захватывающим сюжетом. Я бы уточнила, что даже не самим сюжетом, а его построением, композицией. Еще можно бесконечно говорить о заложенных в цикл смысловых нагрузках, аллюзиях, намеках, отсылках и т.д. и т.п.
Все прочитавшие «Квартет» не могут удержаться от восторженных эпитетов, метафор в адрес произведения. Тетралогия к этому располагает и этого заслуживает. Для меня это литературные сливки.15133