Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Permutation City

Greg Egan

  • Аватар пользователя
    Meevir21 июня 2021 г.

    simulation theory

    Скажите, ну вы же в курсе про “теорию симулированной реальности”? Наверняка да, эта тема была горяча в научных кругах лет десять-пятнадцать назад, потом ушла в поп-культуру, народ сериальчиков наснимал, Muse даже альбом одноимённый записали, куда уж популярнее? Но если вдруг нет, идея такова - возможно, реальность, в которой мы живем, просто симуляция. Нас запустили на суперкомпьютере далекие потомки. И всё вокруг не более “реально”, чем сон Будды, которому сниться бабочка, или сон бабочки, которой сниться Будда, я не очень разбираюсь, но кажется люди что-то про симуляцию реальности подозревали уже не первое тысячелетие. В Википедии, конечно, есть статья про сабж.
    Серьёзно к этой гипотезе сейчас никто не относится, но фантасты с чувством упоения пишут на эту тему книги - и правильно делают, я считаю. Идея-то, как минимум, красивая.
    У Грега Игана на эту же тему есть “ Diaspora ” - но там события происходят в настолько отдалённом будущем, что успешно оцифрована и загружена в симуляцию примерно треть изначального населения планеты.

    А вот в “Городе перестановок” переселение в виртуальность для людей пока в новинку. Ещё каких-то десять лет назад себе это могли позволить только телезвёзды и эксцентричные миллионеры, сейчас процедура стала более распространена, но всё равно, конечно, возникают проблемы.
    Где мы возьмем столько вычислительных мощностей, чтобы всех этих господ быстро считать?
    Если мы одну мысль отсимулируем на одном сервере, а другую на другом - что там и как у человека будет с самосогласованностью?
    Если какая-то организация выкупит компьютерное время под свои нужды, то цифровых людей в этот момент вообще никто считать не будет, какое же это тогда цифровое бессмертие?
    А гражданские права оцифрованных людей? Это же поле для юридических битв целым армиям крючкотворов на столетия вперёд!
    И, наконец, сама реализация цифрового бессмертия тоже ставит ряд вопросов. Нужна ли цифровым людям физиология? Должна ли у них течь кровь? Если да, как она будет сворачиваться, это же нужна отдельная модель для каждого участвующего в процессе белка? Или мы всё-таки можем сбросить детализацию? Что будет чувствовать человек, “очнувшись” в теле с такой странной физиологией?

    Часть этих проблем готов решить Дэрем, гений, мечтатель, авантюрист и, по-видимому, шизофреник, нанимающий программистку Марию для того, чтобы та стала богом - создала “зародыш мира”, с помощью которого Дэрем хочет убедить людей, что полноценно симулированная и самостоятельно эволюционирующая жизнь в виртуальных средах возможна. Или, по крайней мере, именно такую цель он озвучивает Марии… Конечно, на самом деле всё намного сложнее.

    Иган. Иган никогда не подводит. Думаешь, в этот раз обойдётся и можно будет просто взять и прочитать книгу? И вот ты уже, пройдя отрицание, гнев, торги и депрессию в попытке разобраться, о чем говорят герои, в пять утра лезешь в “Википедию” обновлять свои знания, чтобы с грустью обнаружить,что обновлять там нечего - тех разделов математики, на которые он ссылается, тебе просто не читали. Какие клеточные автоматы Фон Неймана, за что? В этом плане "Город Перестановок" со своей дискреткой был ко мне куда безжалостней "Диаспоры", которая всего-то и хотела, что знания основ структурной топологии. Когда мне говорят, что “читать его невозможно, твоего Игана, он нудный и перегруженный, и вообще пора бы ему определиться, художественный он текст пишет или всё-таки учебник”, я только грустно соглашаюсь. Но продолжаю читать, мне нравятся его медитативные книжки-загадки, книжки-размышления, и то, что в своем творчестве он ориентируется на максимально дальний фронтир для человечества, и мало кто вообще пишет фантастику настолько далекого после-после-после завтра человечества.

    Игану, как правило, удаются довольно живые и сложные герои. Правда, в “Городе перестановок” оба героя, конечно, тоже живые и сложные, но достаточно неприятные. Дэрем не то, чтобы какой-то специально гадкий, он просто одержимый своей идеей, узконаправленный луч, для него не существует ничего, кроме его теории. А технические озарения у него перемежаются с приступами бреда, спутанности, и рыданий на полу, и всё это очень реалистично, конечно, для ментально нездорового человека, но показано с таким болезненным реализмом, что даже смотреть неловко.

    А вот Мария… Мария - это атас. Может и ничего как программистка, но как человек просто на диво токсичная.
    Её бойфренд: предлагает отказаться от предложенной ему в другом городе хорошей и долгожданной работы, чтобы остаться с Марией, у которой внезапно тяжело заболела мать.
    Мария: - Ты это делаешь, чтобы не бросать меня и не чувствовать себя плохо! Почему всё должно быть про тебя!
    Её бойфренд: офигевает по мужиковски.

    Дэрем то бредит, то рыдает, Мария токсичит, и динамика их отношений здорово напоминает езду на велосипеде по шпалам. Я думаю, что настолько трудные для читателя герои это не баг, это фича, часть авторской мысли о том, что Творец нового мира - не обязательно хороший или сколько-то симпатичный нам человек. Таких мыслей в романе много, и меня больше всего задела одна из побочных сюжетных линий, сконцентрировавшаяся на исследовании чувства вины и на том, что цифровое бессмертие - возможно, самое близкое воплощение идеи Ада, который человек вообще способен для себя создать. Прекрасное далёко может и не будет к тебе жестоко, но вот ты сам - будешь.

    Из моего отзыва может показаться, что в романе много религиозных аллюзий - это совсем не так, по-настоящему религиозная тема там одна - идея Творца, и то, нужен ли он, этот творец. И если нужен, то зачем и какой. Идея филигранными стежками прошивает весь роман, рифмуя разговоры Марии с её увлекшейся новой религией “Господа Безразличного” матерью с по-Игановски катастрофической развязкой.

    Итого: у Игана вообще нет книг, которые бы мне не понравились, для любого любителя твердой фантастики он настоящая утеха и отрада, зорюшка трансгуманизма и автор этих “скучных учебников матана, которые не похожи на художественный текст”. “Город Перестановок”, предсказуемо, рулит.

    17
    740