Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним12 декабря 2012 г.Мне хочется рыдать навзрыд — очень долго, очень громко и очень трагично, уткнувшись в подушку, свернувшись калачиком на кровати и отвернувшись лицом к стенке или запершись в заброшенном школьном туалете на первом этаже. Потому что это... не то. Где-то в глубине души я подозревала, что не надо, ну не надо ни в коем случае мне ни читать книгу, ни смотреть фильм: когда о книге столько шумят, меня, простого читателя, купившегося на весь этот шум, она в итоге разочаровывает. Жестоко, очень жестоко разочаровывает — ножом в спину от лучшего друга.
Тем не менее, любопытство сильнее, и в конце концов я скачала и экранку «атласа», и книгу.
Было такое чувство, будто автор изначально написал книгу — не столь объемную, с сюжетом, легким, чистым, воздушным, как облака, и слогом, витиеватым, изящным и очень-очень тонким, готовым в любой момент порваться, как и нити, объединяющие все реинкарнации. А потом начал все это дело править. По сто раз править, переделывать, накладывать новые мазки кисти на первоначальную картину, и в конце концов из потрясающего, изящного и невесомого произведения это превратилось в довольно-таки сухую, душную книгу с занудными описаниями.
Понимаете, если автор берется за написание гениального романа о реинкарнациях человеческой души, то он должен быть гениальным как в виде цельного рассказа, так и в виде каждой истории по отдельности.
Но, увы, читая дневник Адама Юинга, я невольно сравнивала его с морской трилогией Голдинга, причем не в пользу первого; письма Фробишера - с тем же Набоковым; часть Луизы Рей - с Агатой Кристи и прочими гениями детективного жанра; антиутопию - с Замятиным, Оруэллом.. И большая часть писателей уже успела сказать о том времени все, что можно было. И от Дэвида Митчелла в свою очередь требовалось написать роман, который "переплюнул бы" каждого из них в каждом из жанров.
Я хотела увидеть Героев: обычных, но по-своему интересных, по-своему завораживающих - безумно противоречивые оболочки для одной души, и у каждого — своя собственная история, свои собственные ответвления. Я хотела красивых цитат, сильных моментов, трагических судеб, случайных совпадений, которые в итоге оказываются роковыми. Задолго до начала чтения мое воображение успело нарисовать образ этой идеальной книги, которая, возможно, станет для меня новым «Доктором Живаго» или новым «Домом, в котором ...», и после этих фантазий реальность оказалась слишком... серой.
Нет, я не говорю, что эта книга плохая. Даже поставила четверка, поскольку:
а) неоправданные ожидания - это уже мои собственные проблемы, пора бы научиться не ждать от книг больше, чем они могут предложить;
б) безумно понравился фильм. Не знаю, в чем тут дело, возможно, в работе оператора, музыке и постоянно переплетающихся между собой сюжетных линиях, в отличие от книги, где повествование идет - отрицательным графиком параболы - относительно прямо и ровно до точки А с наивысшими значениями, а потом - все заново, в обратной последовательности. И этих переплетений, так ожидаемых мной, запутанных, но создающих особую атмосферу, - нет.1238