Рецензия на книгу
Голод
Кнут Гамсун
Аноним19 июня 2021 г.Гамсун Кнут
Когда я знакомлюсь с новыми людьми главное, что мне в них интересно - это наиболее острая их потребность и насколько далеко они готовы зайти, чтобы её удовлетворить. Голод - это основная причина большей части телодвижений, стержень на который насаживаются все остальные чувства, будь то радость как временное утоление голода или же стремление к счастью - состоянию, где голода больше не будет или же тоска от того, что голод утолить не выходит или вовсе даже не представляется возможным. Вспоминая ту же "Историю меланхолии", где меланхолия была обозначена как чувство потери чего-либо, постоянного недостатка и неутолимой тяги к чему-то, голод как и меланхолия неистребимы и всегда идут под руку.
"Голод" я читал параллельно с "Историей меланхолии", а потому они взаимодополняли друг друга. Я читаю о полубредовых состояниях, неадекватном поведении, практически ничем не обоснованных поступках и тут же вижу наглядные иллюстрации.
Герой по раздутым причинам раздаёт деньги направо и налево, плачет от тоски, попадает в совершенно идиотские конфликты и в целом постоянно взвинчен и раздражён. Подобные душевные переживания были описаны много где, но "Голод" построен на приёме "потока сознания" от чего переживания переданы очень точно. Кажется, будто читаешь историю болезни либо же перечитываешь собственные личные тексты, написанные в схожих состояниях. Вдобавок книга практически не содержит примет времени, так что ничего не мешает прямому контакту с воспалённым сознанием.Наиболее интересны же были положительные следствия длительного голода. Связаны они скорее с голодом духовным, который, в свою очередь, синонимичен скуке и одиночеству. В подобных условиях разум подстёгнут стрессом от чего чувства, как и восприятие обостряются. Ты видишь детали в адекватном состоянии незаметные, испытываешь нечто подобное озарениям и эйфории, везде видишь символы и испытываешь предчувствия чего-либо. Всё это похоже на опьянение или то, что называют вдохновением. В общем-то именно благодаря этим экзальтированным состояниям меланхолия и обладает славой чувства пусть и печального, но благородного, как проводник к возвышенным переживаниям. То же справедливо и для голода.
Если рассматривать голод, как испытание и проводник к подобным состояниям, то это объясняет многое из описанного в книге. Так, герой даже в состоянии крайней нужды не сдаёт своих идеалистических позиций и более того, зачастую сознательно заводит себя в подобные условия чтобы испытывать те самые озарения и писать действительно стоящие вещи. На талант героя в тексте есть лишь намёки, однако книга частично автобиографична, так что результат мытарств автора можно видеть непосредственно.
Заканчивается книга тем, что герой устраивается юнгой на корабль и уплывает из города. Конец остаётся открытым, но никакого другого здесь и не может быть. Мне нравится думать о том, что такой конец напоминает об инициатическом характере голода. После всех переживаний навыки, обретённые в лишениях, остаются с тобой и дальше. Никуда не исчезает ни обострённое восприятие, ни полученный опыт и всё это пост-фактум окупает пережитые страдания. Конечно очень тонка та грань, где страдание перестаёт закалять и попросту убивает, однако никто и никогда не скажет где эта грань прочерчена, а потому остаётся только исследовать дальше, чтобы понять насколько далеко готов зайти именно ты.
Ну а тут уж, как известно, дальше всего заходит тот, кто не знает куда идти.
8359