Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бог располагает!

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним12 июня 2021 г.

    «Бог располагает» - не самый сильный роман Дюма. Здесь все его любимые сюжеты не достигают такого совершенства, как в его лучших вещах. Всемогущий Самуил - мелочный неудачник на фоне графа Монте-Кристо, шут Гамба не становится таким главным двигателем сюжета как Шико. И всё-таки даже не лучший Дюма - это вполне достойное чтение. Здесь есть по-пржнему и сюжет, и приключения, и неожиданные сюжетные ходы. Да, они основаны на романтических условностях, которые, впрочем, во времена Дюма не успели набить оскомину, но сюжет в целом они создают. Даже забавные анекдоты, вроде истории Драммондовской страсти к тюльпанам или побега из тюрьмы, вставленные в это повестование, не кажутся здесь инородным телом. Ах, как же любит Дюма побеги из тюрьмы! Оно, конечно, логично для писателя-романтика, а в результате читатель может составить целую энциклопедии оригинальных способов - вдруг пригодится))
    Но всё же этот роман немного выбивается из прочего писательского наследия. Дюма, повёрнутый на культе сверхеловека-супергероя, способного своей волей двигать историю, здесь заставляет своего сверхчеловека потерпеть поражение по всем фронтам, открытым текстом (аж с названия) заявляя о важности смирения человека перед богом. Я не люблю сверчеловеков. Самуил раздражал меня на протяжении всего повествования, Юлиус для меня был более приемлем, его триумф над старым другом-врагом меня вполне порадовал, но речь ведь не обо мне, а о Дюма, для которого такая позиция в целом не слишком характерна. А если учитывать упоминание о том, как Самуил отважно стоит на Аркольском мосту, так Дюма ещё и на национальную легенду и тоже вроде как сверхчеловека наехал. Этого персонажа я тоже не люблю, а вот Дюма был к нему в целом благожелателен.
    Но больше всего при чтении дилогии и особенно второй её части меня поразило до чего даже такая романтически развлекательная вещь может быть социально обличительной. Уродство общественных устоев XIX века, которое его коллеги-реалисты критиковали серьёзно и трагично, Дюма показывает при этом, видимо, от души его одобряя или, по карйней мере, не считая возможной альтернативу. Фредерика, как ранее и Христиана, чиста и невинна иногда до полной недееспосбности. Брачное бесправие женщины, пусть и под романтическим флёром искреннего смирения главной героини и принятия ей собственной судьбы показано достаточно неприглядно. То же самое можно сказать и про женское эмоциональное обслуживание, пусть и тоже сервированное как благородство и самоотречение чистой женско души. ох, не ухаживал товарищ Дюма за длительно больными, не ухаживал. Я уж молчу, что без уродства устоев и продолжения романа бы не случилось. И хотя сам Дюма это уродство принимает и даже навешивает на него кучу романтических розовых бантиков, картинка в целом получается очень неприглядная, впору серьёзной социальной драме.

    4
    666