Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Центр тяжести

Алексей Поляринов

  • Аватар пользователя
    mallin11 июня 2021 г.

    Антиутопия с элементами киберпанка (с)

    Если вам так же, как и мне, остро не хватает в современной русской литературе взгляда на настоящее, а не в прошлое, то эта книга для вас. Первая её половина вызвала неподдельный восторг и уже полузабытое желание растянуть чтение на подольше - эдакий роман взросления, приправленный детективом. От книги себя приходилось буквально отдирать.

    И я уже, было, растеклась счастливой лужицей, предвкушая новую литературную жемчужину, но... Но здесь-то меня и подстерегало неожиданное коварство романа: этой своей великолепно выписанной первой частью, с яркими живыми персонажами, уместной иронией и таким близким, хорошо узнаваемым для моего поколения детством в 90-х автор настолько высоко поднял планку, что вторая часть, начавшаяся с внезапного перескока на новых действующих лиц и кардинально поменявшая жанр на шпионский триллер и остросоциальную драму, показалась слишком хаотичной, недоработанной. Словно автора распирало от сюжетных идей и желания применить в тексте побольше различных писательских приёмов, поэтому он увлечённо забрасывал в роман всё новые и новые куски, не сильно заботясь о том, чтобы их как-то увязать между собой. Нет, вторая часть книги по итогу читается не менее интересно, чем первая, но из-за своей хаотичности заставляет постоянно спотыкаться о текст, пытаясь расшифровать, кто из героев рассказывает какую историю и в какой промежуток времени. Алексей Поляринов, безусловно, очень талантлив, знает массу писательских приёмов и способен выстроить из них увлекательную разножанровую и разностилевую мозаику, вот только опыта в этом деле ему пока не хватает. Я невольно при чтении сравнивала "Центр тяжести" с романами Джулиана Барнса и сравнение получалось не в пользу "Центра". Не хватает ему какой-то скрытой внутренней логики, которая скрепляла бы все разрозненные фрагменты как потайные швы, ведь мало просто нарезать кучу отдельных лоскутков и выложить их в художественном порядке, нужно ещё и сшить их в единое полотно.

    Впрочем, я бы не стала снижать роману оценку, сделав скидку на его дебютность, если бы в текст ближе к концу внезапно не ворвался президент Боткин и все связанные с ним события. Автор сделал под конец именно то, что я так не люблю в современной литературе: превратил свой отвлечённый бытописательный сюжет в политическую трибуну с навязыванием своих взглядов. Я могу понять, когда каркасом берётся какое-то реальное историческое событие и уже вокруг него выстраивается авторская позиция, как было, например, в "Зоне затопления" Романа Сенчина, или же сюжет изначально подаётся в виде некой сатирической фантасмагории, как в книгах Пелевина, но не когда читателю рассказывают отвлечённую историю, а потом вдруг на ровном месте бац - и "давайте поговорим о политике, у меня тут мыслей на этот счёт много накопилось". И ладно бы всё это было подано как-то ненавязчиво, органично вплетено в сюжет, так ведь нет же, тебя с размаха тыкают носом в плохо замаскированные политические реалии современной России, да ещё и изображая их в подчёркнуто гротеском ключе (хотя во всём остальном романе гротеском даже и не пахло, а окружающая героев жизнь была показана максимально реалистично).

    Подытоживая впечатления, хочется ещё раз отметить смелую попытку автора осмыслить нашу с вами современную историю - сквозь призму своего богатого жизненного опыта и без набивших оскомину ностальгических экскурсов во времена, когда "трава была зеленее, а солнце ярче". На это мало кто из современных российских писателей отваживается. И пусть не всё из задуманного получилось, на мой взгляд, идеально, да и вопросов по сюжету осталось немало после прочтения, роман получился просто отличным - ярким, захватывающим, сопереживательным, полным метких наблюдений и здорового юмора. Обязательно буду читать другие книги этого автора.

    24
    456