Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ева

Артуро Перес-Реверте

  • Аватар пользователя
    winpoo10 июня 2021 г.

    Чего-то нет, чего-то жаль…

    После «Добрых людей», которые оказались для меня неинтересными, я как-то перестала читать романы А. Переса-Реверте, хотя когда-то он был для меня одним из любимых авторов. И вот решила вернуться, взяв «Еву», но, похоже, напрасно, правильнее было бы следовать принципу «уходя – уходи». Мне совершенно не понравилась и эта книга – ни по героям, ни по контекстам, ни по идее, ни по форме. Очень жаль, что когда-то увлекательный писатель, видимо, исписался и создает какие-то литературные поделки. Кому? Зачем? – Конечно, можно ответить на эти вопросы, но ответы автору явно не понравятся.

    Я очень разочарована. Нет ни полноценной драматической, ни сюжетной, ни событийной, ни любовной линии, отношения между персонажами существуют на какой-то нелепой грани “love & hate”, где одно, в сущности, неотличимо от другого. Сексуальные сцены, которых с участием Фалько в книге немало («вода, вода, кругом - вода»), наполнены неприятной амбивалентностью, инфантильно-фантазийным использованием женщин как средства физиологического удовлетворения, наказания, мести и пр., в них нет ни эстетики, ни особого смысла для сюжета, видимо, потому что это не отношения, а так, писательская пульпа. Будоражащего чувства опасности от происходящего почему-то не возникло, а наверное, оно должно было появиться в этой политико-человеческой капитанской драме, в которой было что-то «идальгическое». В книге нет баланса – то ли это про маленького героя больших авантюр и секса, то ли это про частный военный эпизод, вероятно, поэтому для меня смысл текста все время двоился, хотя и то и другое не оказалось интересным.

    Что же касается основной фабулы, я так и не смогла до конца понять, на чем могут держаться отношения, связывающие Еву и Фалько, хотя это и отношениями-то трудно назвать и осмыслить их как… как что? Уважение друг к другу? Восхищение друг другом? Соперничество? Борьбу принципов с чувствами? Достаточно перечитать сцену драки, где они бьются смертным боем – это и есть в представлении автора воплощение внутренней борьбы долга с любовью? И что здесь что? И кому из них не удается отделить образ врага от образа страсти? В общем, и идея, и сюжет, и попытка автора сляпать из микроскопической истории полноценное произведение показались сырыми, непродуманными, больше нацеленными на эпатаж, чем на осознание природы феноменов, о которых ему захотелось написать. Играть на парадоксах человеческих отношений – занятие трудное и искусное. Не уверена, что на этот раз А. Пересу-Реверте оно удалось.

    Да и сам Фалько – не просто не герой моего романа, а субъект, который не может быть героем ничьего романа – переполненный собой, психопатичный, жестокий и по сути не интересный как личность, к тому же явно играющий на поле, противоположном привычным ожиданиям с соответствующими проекциями на них, отраженных в авторских репликах. Очередной истероидный психопат литературы, которому автор пытался придать симпатичные черты, создавая что-то вроде «обаятельного зла». Женская ипостась того же самого Ева ничем не лучше, она напомнила мне женский персонаж из команды Швондера из «Собачьего сердца» («Во-первых, вы мужчина или женщина?» - «Какая разница, товарищ?» - «Я женщина!»).

    Ну вот разве что атмосфера Танжера – опасная, пестрая, пропитанная криминалом и человеческими страстями, - как-то заинтересовала, но и она получилась фрагментарной и не скомпенсировала сюжетных потерь. Есть атмосферы и попронзительнее.

    Где-то я прочитала, что А. Перес-Реверте написал шпионский любовный роман, играя на контрасте жанров. Не буду спорить, вероятно, так оно есть, но, пожалуй, моё решение не читать «великого испанца» было правильным. Больше не буду.

    36
    616