Рецензия на книгу
Чемодан
Сергей Довлатов
Аноним6 июня 2021 г.Вот и состоялось моё первое знакомство с Сережей Довлатовым, про которого я так много слышала от нашего музейного заведующего, про которого некоторые мои подруги томно вздыхали.
"Серёжа! Как фамильярно", - скажете вы, а я теперь, после всего прочитанного-пережитого, могу с ним только на "ты".
Странно, но сначала я увидела квартиру Довлатова (точнее, её окна) и услышала про неё рассказы, а уже потом начала читать. Было бы наоборот, я бы, наверное, с бóльшим придыханием смотрела на эти окна, выходящие в безликий дворик. Но да ладно, ещё посмотрю.
И я рада, что знакомство началось с " Чемодана". Это такая, знаете, обзорная экскурсия по Довлатову. Лучше и быть не могло. Автор рассказывает здесь про свои вещи, которые он взял в чемодане в эмиграцию, вывез из Петербурга. Каждая вещь - кусочек его жизни, олицетворение какого-то периода в ней. Журналистика, зона, знакомство с женой, опять журналистика, попытки незаконного заработка, попытки в писательство, попойки, съëмки в авторском фильме про Петра, который не увидел свет. Много интересного, живого, смешного, грустного.
Сильно запомнилась мне история про ботинки, которые Довлатов, руководствуясь каким-то непонятным инстинктом, спёр у важной шишки на открытии станции метро. Запомнился и его променад в роли Петра, где, вопреки замыслу режиссёра, на героя никто не обратил внимания. Запомнилась история знакомства с женой, потому что потом оказалось, что там половина неправда (про жену ещё мы поговорим потом, много раз). Про зимнюю шапку и финские носки тоже было забавно.
Довлатов тут говорит нам: "Вот кусочек меня, вот ещё один, и ещё, и ещё". И всё собирается в чемодан первых впечатлений об авторе, которые (если вы с ним на одной волне) обязательно вдохновляют узнавать про него всё больше и формировать объемный и живой, дышащий образ.3380