Рецензия на книгу
Голова профессора Доуэля
Александр Беляев
Аноним1 декабря 2012 г.Повести Александра Беляева удивительны настолько, настолько удивителен сам этот человек, постоянно стремившийся к новому и неизведанному. Пожалуй, в крови каждого фантаста лежит эта тяга к невероятному и исключительному, кровь же Беляева тянула его ко всему, он умел удивляться тому, что видел в этом мире. Каждое его произведение опирается на научную основу, ни одна из его повестей не построена на чистой выдумке. Да и в большинстве из них можно найти частичку биографии автора (конечно, если вы хоть чуть-чуть знаете её). Так в его рассказе «Голова профессора Доуэля», вызвавший в свое время бурю споров в медицинской среде, ощущения «головы без тела» во многом описаны вследствие болезни Беляева, из-за которой писатель три года был скован гипсом:
И хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал – полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал все, что может испытать «голова без тела».Этот рассказ оставил наибольшее количество впечатлений. Знаете, как-то жутко, неприятно и даже страшно стало от того, что тебя вот так, без твоего согласия, могут вернуть из небытия, сделав экспонатом, результатом своих научных изысканий. Даже мурашки пробежались по телу. И я совсем далека от философии Керна – «убить одного во спасении миллионов», нет я неисправимая гуманистка, не по мне такие мысли. Керн представился мне прям-таки типичным злодеем, ну знаете, такой еще со злобным смехом от которого волосы встают дыбом.
Повесть «Подводные земледельцы» тоже можно назвать частью биографии Беляева. Человек, чьими любимыми книгами были романы Жюля Верна, не мог не написать подобный рассказ. Мне думается, что это произведение, а также «Чудесное око» и «Человек-амфибия» написаны под впечатлением от романа Верна (я думаю, вы без труда догадались какого), Беляевские описания подводных глубин ничуть не уступают Верновским. Правда, меня, дитя двадцать первого века, не впечатляет все эти «совхозы, товарищ, добрый и непогрешимый советский союз», но тут как говорится «издержки производства», патриотизм зашкаливал.
«Хойти-Тойти» и «Над бездной» повести из цикла о докторе Вагнере, человеке, который научился смотреть каждым глазом отдельно, писать двумя руками сразу и даже проходить сквозь стену. Тут я вам честно скажу – рассказы очень интересные, но сам доктор Вагнер вызывает отторжение на клеточном уровне, и даже объективных причин не назову, не нравится и все тут.
«Светопреставление» рассказ из раздела – «что было бы если бы..?», тоже с нотками биографии, в этом рассказе на фоне фантастических событий мы можем видеть жизнь журналистов ( не забываем, что и сам Беляев занимался журналистикой), хотя правильнее тут сказать не жизнь, а работу. При чем предупреждаю: клише на клише и клише погоняет - журналисты тут все форменные сволочи, ради денег способные на все - украсть, обмануть и так далее по списку.
1210