Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним30 ноября 2012 г.

    Когда я уже писал на Лайвлибе, что расту на антиутопиях. Это было про Брэдбери с его "451 по Фаренгейту". Тогда он прекрасно лег на "1984" Оруэлла и "Мы" Замятина. Что несказанно радует, так это то, что между Брэдбери и Хаксли у меня был хороший перерыв - было время уложить предыдущий опыт по антиутопиям, расставить все по полочкам и обдумать. Несказанно радует, потому что Хаксли не то что бы подорвал мое сознание, но и укладываться очередным слоем на все предыдущие антиутопии не желал. Странно, если учесть, что одновременно с этим Хаксли похож на другие антиутопии, ан нет, что-то не так. Казалось бы, вот замятинский мир, в который I-330 приводит D-503, зеленый, с нетронутыми цивилизацией людьми - а вот резервация, куда прилетают Бернард и Линайна, вот классово поделенное общество Оруэлла с пролами и "высшей кастой", когда каждый доволен своей судьбой. А главное - вот оно, забытое и выкинутое, "отсталое" прошлое, от которого отказываются поголовно все антиутопии, вот оно "счастье для всех" с вариациями. В целом канва кажется смутно знакомой, чертами, каркасом. Хаксли смеется, сдергивает покрывало за покрывалом и показывает, что нет, сюжет не нов, однако есть у него парочка тузов в кармане, которые выскользнут в нужный момент и, хотя кардинально не изменят хода истории, а все же придадут ей новый вкус.
    Странно, но больше всего в этой истории меня поражает как герой не Дикарь с его искренностью и попытками сеять "доброе вечное", не Мустафа Монд с его "счастьем для всего мира", а казалось бы второстепенный в этом произведении Гельмгольц. Ну да у меня есть слабость к героям-поэтам, вообще к героям, которые так или иначе касаются темы творчества, а у Гельмгольца пусть касание и "цивилизованное" в самом отвратном смысле этого слова, а все же он чувствует это великое, это скрытое, то, что неизмеримо выше его виршей - и это великое передано в романе так прекрасно, что мне остается только восхититься тем, как Хаксли точно передает человека, смутно чувствующего поток Великого-Творчества.
    В целом же об устройстве этого прекрасного мира многое уже сказано. Сказано очень верно, когда упоминается, что этот мир похож на наш, до страшного похож. А все же проступает эта похожесть, как мне кажется, не в общем, а в мелочах, в частностях - в истории, когда альф пересилили на остров и предложили создать свое совершенное государство, например. Прекрасная картина, так и вижу ее в каком-нибудь неплохом российском офисе, когда каждый норовит работу почище, не хочется быть на побегушках, выполнять приказы - ты же индивидуальность.
    Беспросветно после таких книг, что ли. Впрочем, это от большинства антиутопий так, но от Хаксли особенно сильно, наверное, из-за добровольного ухода героя со сцены. Этот уход кажется фальшивым аккордом - а, может, это я верил в Дикаря слишком уж сильно, а он оказался всего лишь обычным человеком, у которого не хватило сил бороться?
    Вот что самое страшное. В эту книгу веришь. Не как во что-то параллельное, на другом слое реальности - а как во что-то здесь и сейчас.

    27
    75