Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    Аноним27 мая 2021 г.

    КНИГЕ БЫТЬ

    Много здесь хвалебных и разгромных рецензий про эту книгу. Оставлю и я свое скромное мнение.
    Ну что сказать...Читать 828 страниц "Щегла" - большое удовольствие. Шедевр про шедевр. Тонкая, филигранная работа автора, долгий, достойный уважения труд. Как бы ни кипели противники книги, а это все же и есть самая настоящая литература, тот самый маст рид.
    Сюжет известен уже многим (я и сама посмотрела экранизацию еще в 2019 году, фильм, конечно, уступает книге, в нем всё однолинейно, а "Щегол" - произведение многогранное). 13летний мальчик Теодор Декер вместе с мамой заглянул в музей перед походом к директору (мальчика отстранили от учебы из-за курения), происходит взрыв, и Тео, находясь в самом эпицентре взрыва, чудом выживает. Не случайно Борис величает его Поттером - "мальчиком, который выжил". В этом, как мне кажется, есть намёк на происходящее волшебство в нашем жестоком повседневном мире. И живучесть - качество, которое не подводит Тео на протяжении всего романа. Но герой совсем не рад остаться живым, поскольку погибает самый дорогой для него человек - мама. После взрыва находящийся с Тео в одном зале, умирающий старик отдает ему кольцо и заставляет его забрать известную картину Карела Фабрициуса "Щегол". Тео в шоке, не осознает того, что происходит, подчиняется. Это была любимая картина его матери, это последняя связующая ниточка между ними. Старик же, известный антиквар Велти Блэквелл, предопределил судьбу Теодора, наметив ему профессию, будущую семью и любовь всей жизни.
    Пока читаешь, испытываешь жалость к главному герою. Он травмирован, сломан, несчастен, бедный ребенок. Он - "маленький, одинокий пленник", как и щегол на хранимой им картине (птица привязана на цепь и не может улететь). Симпатии становится меньше, когда герой пытается найти забытьё через алкоголь и наркотики, но в этом ему поспособствовали изначально взрослые: Саманта Барбур дает таблетки, которые помогут спать, Ксандра для успокоения в аэропорту подсовывает таблеточку...В итоге Тео находит для себя средство облегчения существования. Меня удивляет, конечно, тот факт: после такого количества потребленных алкоголя и наркотиков как герой не превратился в имбецила, а выглядит симпатичным, элегантным антикваром... Как на картине несмотря на свой плен щегол выглядит бодрой, внимательной, смелой птичкой, так и Тео пытается хорохориться, но сам постоянно мучается от неизбывного чувства вины за то, что, по его мнению, мама погибла из-за него, за то, что украл картину.
    Искусство в этом романе, пожалуй, самый главный персонаж. Некоторые главы названы в честь картин, и я вместе с Тео и его мамой ходила по музею, гугля художников и их работы. Автор подхватывает булгаковский тезис "рукописи не горят", и всем текстом романа уверяет читателя, что искусство - это высшая красота, бессмертие, любовь от поколения к поколению. Потому Тео и унес картину, поскольку не устоял перед ее зовом (как зов сирен, соблазняющих моряков).
    Через искусство поднимается важная тема подлинности. В жизни так мало настоящего, истинного... Сам Тео легко сплавляет подделки мебели, "подменыши", выдавая их за редкие, старинные вещи. Чего же удивляться, когда вдруг невеста неверна, друг предает... Только "Щегол" является для него источником света, вдохновения, подлинности. Хотя здесь всё сложнее, говорю же, что это сложное, многослойное произведение. Автор так же пишет о том, что и в копиях есть красота, "линия красоты есть линия красоты. Даже после того, как ее сто раз пропустили через ксерокс". Вдохновились же копиями картины мама Теодора и Велти Блэквелл, полюбили ее, не видя еще оригинала.
    В этом произведении много умных мыслей, богатая пища для ума. Мне понравилось рассуждение, что нет только хорошего и только плохого. Донну Тартт называют преемницей диккенсовской традиции, так вот у Диккенса всегда персонажи разделены на плюс и минус. В романе Тартт всё иначе, Тео порой ненавидит отца и Ксандру, считает их плохими людьми, на что его друг Борис замечает, что ему отец Тео уделял время, разрешил жить в своем доме, был щедр, а значит, в нем есть хорошее начало. Да, тема детско-родительских отношений здесь так же затронута. Тео на протяжении романа проходит путь от обиды, ненависти до, если и не прощения, то хотя бы понимания своего отца.
    В финале книги нас ждет своего рода хэппи энд и прозрение героя, что оставляет светлое и теплое ощущение в душе.
    Книге быть на века, читать и перечитывать, место на моей книжной полке для нее приготовлено.

    38
    945