Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Scythe

Neal Shusterman

  • Аватар пользователя
    Аноним27 мая 2021 г.

    Лет 5 назад прочитала я роман "Будущее" Дмитрия Глуховского с очень похожим сюжетом. Так что мир бессмертных людей Нила Шустермана мне даже не пришлось анализировать, все до меня сделал другой автор. У Шустермана и Глуховского человечество победило смерть, а статистика - человечество. Ограниченные ресурсы диктуют необходимость как-то регулировать количество населения. Но у Глуховского бессмертное общество очень ограничено в деторождении - жизнь за жизнь. Хочешь ребенка - отдай ему свое право на бессмертие и проживи ещё 10 лет, старея на глазах. Безусловно жестокие меры, но они в чем-то справедливы. И, главное, позволяют человеку осознанно распоряжаться жизнью. А у Шустермана ограниченность ресурсов породила службу Жнецов, которые рандомно выбирают жертв для "естественной убыли" и контроля над популяцией. Ведь у Шустермана отсутствует какое-либо ограничение рождаемости. Мать 6 детей причитает " мне всего 96, не убивайте!". В семье Роуэна 19 человек. Минус папа, мама, дедушка, бабушка = 15 родных и сводных братьев/сестер. В среднем, по 7 детей на каждого из родителей. Может, автор старался избежать параллелей с китайским не так чтобы сильно демократичным законом об 1 ребенке... Но я думаю, в мире без детей не получился бы янг-эдалт со страдающими подростками и "слезинкой ребенка". Поэтому имеем ну очень странный мир бессмертных, где нет естественной убыли, но при этом рождаемость выше, чем сейчас на Земле. И без объяснений.

    Ну ОК. Для чего-то Жнецы в этом мире понадобились. Для чего? Один из героев раз 20 прыгает с крыши высотки. И каждый раз кровавое месиво соскребают с асфальта и воскрешают в местной больнице за внушительную сумму. Почему бы не передать работу Жнецов врачам? Ну вот 20 раз парень с высоты спрыгнул, а на 21-й врач глянул в планшет и говорит "у нас тут рандомный генератор чисел выбрал тебя случайным порядком. Так что ты у нас на 21-й раз не воскрес. Соболезную!". И все. Смерть происходит тихо, мирно, без показухи, мантий, расшитых брЫльянтами и изумрудами, и прочих излишеств. В общем, такое решение так и просится. Ведь если воскрешают человека, который упал с высоты 20 этажей, то что стоит воскресить жертву Жнеца, которой всего-то горло перерезали или воткнули нож в грудь? Получается, решение жить человеку или умереть принимает не Жнец как таковой, а человек, отказывающий жертве в суперсовременной медицине с нанороботами. Тем не менее для чего-то этот показушный институт Жнецов автору нужен.

    Итак, Жнецы не подчиняются всемирному "правительству" Гипероблаку (типа, всеми правит интернет). Они жестоко мстят за любое неповиновение или нападение на Жнеца. Это люди над законом. Они должны быть неподкупны и непредвзяты. Но кто следит за их честностью? Конклав Жнецов? Знаете, я больше верю в гражданский контроль.

    И еще немного о рождаемости. В мире Шустермана существует религия тоновиков. Почему нет движения чайлд-фри? Буквально просится какая-нибудь Новая Церковь с, к примеру, приверженностью к сексуальным практикам, которые исключают беременность. Ну да. Это был бы уже не янг-эдалт )))). Но Алексей Паншин за повесть, ориентированную скорее на подростков, "Обряд Перехода" в 1968-м году получил Хьюго и номинировался на Небьюлу. И конфликт там разгорается как раз между обществом разумного потребления и ограничения рождаемости и бесконтрольной рождаемости. И заканчивается он уничтожением одной из сторон. А для Шустермана проблема неконтролируемого деторождения почему-то вообще перестала существовать. Непорядок!

    Но вернемся к сюжету. А сюжет у нас - янг-эдалт о юных наивных убийцах, которые убивают, но стараются это делать как-то так благородно.

    И вот такая штука... Темы в романе подымаются очень даже серьезные. Изменившееся восприятие жизни и ее ценности в обществе бессмертных. Будущее общество без государства, управляемое компьютерным разумом. Этичность и гуманность убийства на службе обществу. Мандат на насилие без контроля обществ или правительства за злоупотреблениями, порождающие коррупцию. Но ведь это же янг-эдалт, поэтому все эти вопросы автор если и раскрывает, то в таком ключе, будто сверяется с опросом симпатий аудитории. Ага, про бедность, голод, банальную нехватку денег на оборот ( омоложение) - неинтересно. Про "тварь дрожащая" тоже неинтересно. Ага, а вот любофф и поцелуйчики - да!, да!, да!!! Ну ОК, пишем про Ромео и Джульетту.

    В целом, для меня Нил Шустерман очень криповый писатель. Страшнее Поппи Брайт, честно-честно! Вот пишет автор об инцестуальных гомосексуальных отношениях вампиров - на там все по-честному: кровь, увечия, чернуха, секс, дети-бродяжки, изнасилования и пр. А есть вот Нил Шустерман с книгами, которые должны сеять в подростках доброе-вечное ( теоретически))). И вот у нас воспевание такой небанальный профессии как палач, и воспевание исподволь. При этом Жнец Фарадей хочет выглядеть добреньким, но каждой своей уступкой человечности он подрывает веру в справедливость и неподкупность Жнецов. И это очень и очень плохо в мире, где каста Жнецов не подчинена даже Гипероблаку, заменившему человечеству правительство.

    Картонный и бездушный мир, схематичные ситуации и разговоры, плоские герои, криповая начинка. В общем, типичный янг-эдалт.

    Книга для любителей жанра.

    23
    742