Рецензия на книгу
The Outsider
Stephen King
Аноним23 мая 2021 г.Нет конца у вселенной
Стивен Кинг был и остается главным писателем современности. И это не просто панегирик фаната, или восхваление заинтересованного лица. Это констатация факта, как бы субъективно этот факт не звучал. Огромная библиография произведений, неплохие оценки (весьма неплохие, для человека, выпускающего минимум по одному произведению в год), что-то из его работ уже культовая классика. И этот Мерседес не остановить…, правда не совсем в моем случае. С 2018 года я не притрагивался к Кингу, то есть вообще не притрагивался. «Мерседес…» меня особо не впечатлил…, потом правда была «Девочка, которая любила Тома Гордона», которая одновременно еще и, на минуточку, ЛУЧШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КИНГА (чувствую, как у тебя сейчас подгорает дорогой читатель), а дальше тишина. Многие новинки просто прошли мимо меня и видимо пласт этот придется еще восполнить… Ведь так Холли? Но мы же не ищем легких путей! Потому «Пост сдал» и «Кто нашел, берет себе» обождут в сторонке, у нас тут Мексиканский фольклор на подходе.
Кинг никогда не был писателем про чистокровные ужасы. Его произведения пронизаны глубокими, но одновременно понятными и родными переживаниями простых людей. Демоны, призраки, чудища – все это некий катализатор событий, событий, которые меняют человека, через который герою и его окружению предстоит пройти испытание, из которого он или не выйдет, или выйдет иным человеком. Трагедия, которая произошла во Флинт-Сити, волной разошлась по всему его населению, затронув несколько семей и взбудоражив абсолютно разных людей. Кто-то показал свое истинное лицо, кто-то совершил страшную ошибку, кто-то смирился со своим горем. Одни оказались слабы, другие жестоки, третьи безразличны. В этом и весь Кинг – психология человека, его действия и поступки, мысли и образы, которые рождаются в обстоятельствах трагического, мистического, пугающего и жестокого. Будь-то безразличный Дерри, или отчаявшийся Флинт-Сити.
В романах Кинга монстр всегда играет уникальную роль – это может быть самый обычный лес, который туристы обхаживают годами, но который становится страшнейшим кошмаром для маленькой девочки. Это может быть отчаявшийся и спивающийся из-за своего отчаяния – отец, которого так любит и так боится собственный сын. Это может быть преданный фанат, чьих восторгов так добиваются медийные люди. Это может быть преданный друг человека, который всегда был мягким и добрым. Это может быть проклятая школа, которая терзает и мучает свою жертву просто ради забавы. Это может быть самый обычный монстр из сказки (вампир, демон, Эль Куко), но он никогда не будет чем-то простым.
Все эти истории обставлены в антураже Американской глубинки, небольших городков, где любовно воссоздается то, что делает эту страну такой уникальной. Литература – это всегда зеркало, зеркало воссоздающее история страны и народа. Мы уже прошли с Кингом целый исторический пласт – начиная с 20-х годов прошлого века, и кончая нашим днем. Тем самым нашим днем, где монстр из фольклора использует достижение человеческой науки в своих кознях.
«Чужак» завлек меня своей завязкой, конечно история двойника не нова в литературе и кинематографе. Достаточно вспомнить Достоевского, Эдгара По, кинолюбам на ум придет одна из серий первых сезонов «Сверхъестественного», это понимает и сам Кинг, в какой-то момент вкладывая в уста своих героев слова о доппельгангерах и их реальных и литературных примерах. Дело, конечно окажется совсем не в двойнике, но ведь до отгадки нужно еще пройти немалый путь, а пока…
Пока у нас тут предварительное следствие, работа полиции, деятельность Холли, вообщем настоящий полицейский детектив. Интересный, в меру напряженный, такой приятно ностальгический: «в конце концов я тоже смотрел в детстве C.S.I.: Место преступления». Ральфу не нравиться это дело, улики противоречивы, но как им не доверять? Он не привык иметь дело с необъяснимым:
«Что, если ответ на загадку двух Терри лежит в области сверхъестественного?».Нет такой ответ его не устроит:
«Я не верю в сверхъестественное».С другой стороны, Холли – повидав многое и понимая, что ответы на некоторые вопросы лежат не только в плоскости рационального – она предлагает иную трактовку, трактовку, отвечающую на вопросы, но не устраивающую Ральфа:
«При всем уважение, мисс Гибни…».Честно говоря, я ждал и хотел подобного антагонизма в романе – история, которая будет балансировать на грани между мистикой и разумом, история, где столкнулись бы два взгляда на одно событие и где финал был бы неясен до самого конца. Но вот дело идет к развязке и роман резко начинает напоминать вторую часть «Оно», только рассказанную в более быстром темпе. История слишком сгладилась, она перестала будоражить воображение, стала рутинной и до боли знакомой. Да тот же Джек Хоскинс – это тотальный привет Генри Бауэрсу. Практически все действия и повороты виделись невооруженным глазом: змея, погибшие детективы (как наименее раскрытые), финал в пещере… Да обошлось без сюрреализма и философии, как в «Оно», но осадок самоповтора остался. Но главное – это то что истории не хватило запала в конце. В той же «Девочке…» я в какой-то момент отчаялся увидеть положительный финал. В «Худеющем» концовка просто оставляла тебя в шоковом состоянии. Здесь она приторно конфетная и просто до предела сглаженная. Никакого антагонизма между детективами не было и в помине, впрочем, история к этому особо и не подводила. Все свелось к сомнению выраженному простым страхом перед неизвестным:
«И мне до сих пор хочется в это верить. Потому что иначе мой мир – все мое понимание мира – перевернётся с ног на голову».История не вышла из плоскости легенд и мифов, хотя попытайся она это сделать, просто попытайся, все вышло бы в разы лучше.
Но даже в таком виде мы получили сильную и интересную историю, которая была прочитана мною в запой. Было приятно вернуться к творчеству Кинга спустя столько лет, было приятно заново открыть для себя цикл «Холли Гибни» и, пожалуй, торопиться закрывать его я точно не буду.
141,2K