Рецензия на книгу
Несбыть
Елена Капитонова
Аноним22 мая 2021 г.Эта книга отлично подошла бы для Хэллоуина. Легкий, развлекательный карнавал нечисти, возглавляемый небезызвестным графом Дракулой.
Этот самый Дракула живет в карпатском замке, где еженощно проводятся балы, которые самому графу никуда не уперлись, напивается вином и время от времени предоставляет материал для страшных баек местным охотникам на упырей. В Замке еще обитает Нечто, стены и предметы утвари там ведут себя, как в "Красавице и Чудовище", вампира обслуживают дверги, осаждают "невесты", заглядывает на огонек престарелый дракон-инкуб Бу, а лучшим другом Влада является рыжий оборотень Врык - однажды покусанный ирландцем волк, который с тех пор в полнолуние превращается в человека с соответствующими привычками.
В окрестных лесах тоже не все спокойно: тут водятся обитатели фольклора Изумрудного Острова, банде "красных колпаков" стучит заяц по кличке Резец, вампирят временами даже елки, а, главное, может встретиться несбыть - чья-то нереализованная мечта, которая сделает встреченного одержимым ею до самого момента воплощения.
Звучит завлекательно, правда? И у автора действительно получилась достаточно самобытная - при том, что книга очевидно писалась как фанфик по фильму "Ван Хельсинг" - очень уютная и упоротая история с довольно неожиданным развитием событий. Однако, не все так хорошо, как хотелось бы.
Во-первых, юмор, который составляет существенную часть книги, не всегда работает как должен. Видно, что рассказчица искренне веселилась во время написания этого текста, ее задор ощущается и читателем - и в такие моменты повествование кажется искрометным и ироничным. Но многие шутки из разряда "поскользнулся на банановой кожуре" и смешно от них обычно только в компании, где все уже пропитано подходящей атмосферой.
Во-вторых, герои. Самый кошмар - позаимствованные из "Ван Хельсинга" Охотник и Анна. "Несбыти" они нужны для функционального сюжета, но используются, в первую очередь, как мальчик и девочка для битья и самоутверждения графа. Вроде как это должно быть смешно, но воспринимается глупо - ведь непонятно, как с такими "способностями" они умудрились дожить до совершеннолетия, а Дарк еще и карьеру Охотника за нечистью сделать. Он же неспособен справиться даже с елкой в лесу и домашней посудой графа! Анна, претендующая на роль сильной и независимой женщины в начале романа, в итоге оказывается классической "девой в беде". Эти персонажи - картонки, раздражающие своей тупостью, но мне их жалко, ведь автор издевается над ними на протяжении почти всей книги - и достается им, между прочим, немало.
Дальше идет авторский персонаж, фея Баньши. С ней все, в общем-то, было бы неплохо, если бы автор из кожи вон не лезла, пытаясь выдать ее за "не такую как все" женщину - и этим в итоге с размаху въехала в шаблон всех классических "рыжеехидных" героинь. Баньши, которая в иные моменты воспринимается как очень милая, забавная феечка, в другие начинает нехило подбешивать своей стервозностью, имбовостью и попытками уколоть графа и других персонажей на абсолютно пустом месте.
Сам Влад и оборотень Вррык, а также второстепенные герои, которые время от времени появляются в повествовании, не вызывают негативных эмоций - и вот они как раз получились намного лучше.
Есть проблема и с языком. Точнее, с манерой речи персонажей. У двергов с их предложениями из трех слов она великолепна - чудесная авторская находка. Хорош также Резец с его бандитскими ухватками, да и простые местные жители. А вот практически все главные герои выражаются как актеры в плохой исторической постановке. Слишком выспренные и натужные фразы, которыми персонажи обмениваются в попытках перещеголять друг друга в остроумии и любезности одновременно, выглядят как плохая попытка в стилизацию давно ушедшей эпохи.
Еще один недостаток - дисбаланс. Что-то все время происходит, но за обилием колоритных и подробно, со вкусом, описанных сцен - забавных самих по себе, но не имеющих отношения к основному сюжету - теряется нить повествования. "Несбыть" - совсем не толстая книга, но в какой-то момент она начинает утомлять, и, судя по отзывам, такую реакцию она вызывала не только у меня. А, между тем, задумка у истории интересная и действительно неожиданная: я даже не буду спойлерить, чтобы не портить интригу тем, кто захочет прочитать.
Внезапные всплески насилия в повествовании, которое воспринималось как плюшевое и уютное, тоже показались мне странными. В этом плюшевом и уютном тексте они смотрятся чужеродно, а кроме того, плохо мотивированы; поведение главного злодея в ряде моментов вообще осталось для меня непонятным.
Ну и слитая концовка. У книги нет кульминации. Вернее, формально она есть, но таковой вообще не воспринимается, учитывая, что многое остается за кадром. И на многие вопросы так и не озвучены ответы, что совершенно не удовлетворяет, а продолжения у "Несбыти" нет, хотя оно и напрашивалось со всей очевидностью.
Подводя итог, для дебюта это совсем неплохая книга. В ней много интересных задумок, видна яркая и богатая фантазия, необычный сюжет. Но недостатков тоже хватает, и из-за этого книга производит смешанное впечатление. Потенциал у автора, однозначно, есть, и я бы с интересом прочла последующие ее книги - только их нет.
Под конец добавлю, что "Несбыть" очень сильно ассоциируется у меня с прочитанной ранее "Странной практикой". Они разные по сюжету, но у них много общего и в атмосфере, и в воплощении, и даже в некотором смысле в концепции. Достоинства и недостатки также совпадают, впрочем, персонажи в "Несбыти" куда более раздражающие.
1122