Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    Alk_in19 мая 2021 г.

    Что есть семья

    ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ
    Долгое неторопливое чтение. Повествование неспешное, неакцентированное на событиях или конкретном главном персонаже. Это рассказ о семье бюргеров из Германии 19 века, прошедших расцвет и сейчас пришедших к упадку.
    По сути, главный герой здесь семья как единица, как целое, ее законы, герои и их взаимоотношения. Вся жизнь семьи сконцентрированна вокруг фирмы, объединяющей участников или наоборот ссорящей их в пух и прах. Фирма здесь ключевое звено, некий высший мотив, олицетворяющий собой преданность роду и близким. Чувства близости друг к другу могут заменяться работой в фирме. По сути похоже на крестьянские владения землёй, когда все устремления идут в "хозяйство". Фирма объединяет род и формирует легенду семьи. Возможно, именно это закостенелое придерживание легенды успешности и гасит развитие. Дети тащут фирму как неповоротливую телегу, не в силах сдвинуть или продать. Любопытно, что родовому имению столько значимости не придают, относятся к ней как к оборотному капиталу и с лёгкостью с ним расстаются.
    История фирмы и семьи вписывается в переломное время, время созревания и начала Революции, когда на место дворянству и изысканности приходит практичность, служебность, грубость, сила. Описание в конце саги школьного дня маленького Иоганна метафора современного общества и роли интеллигенции в нем. То, что тонкое музыцирование не находит себе применения в практично меняющемся мире, символично потерянности Иоганна.
    Томас Будденброк - ключевой герой романа. Его личность описанна тонко, до мельчайших подробностей, словно мы заглядываем в самое сокровенное. Начиная от описание его туалета до экзистенциального кризиса. Кстати, про туалет. Очень тонко подмеченно, что Томас воспринимал свой внешний вид и опрятность как попытку держать себя в тонусе, надевать маску успешного человека, суетность не от желания покрасоваться, а от нужности производить впечатление и всю жизнь ходить в роли успешного. В начале пути ему это легко удаётся. Он успешен, деловит, собран. Находит себе "изысканную" жену, чем словно сам себе и обрубает продолжение рода. Он сознательно выбирает женщину, отстраненную от общества и не желающую рожать кучу детей. Томас выбирает путь интеллигенции, имиджа, экстравагантности вместо необходимой жизнестойкости и примитивной плодовитости. Грустно и смешно наблюдать как в дальнейшем, сознательно сделав такой выбор, он до бесконечности изнуряет своего единственного ребёнка собственными амбициями. Видя, что он не такой, не способен и не потянет, Томас настойчив и требует немыслимого. Как будто волна жизненной энергии, по которой его дед и отец поднимались вверх, на Томасе идёт по наклонной. Словно несмотря на все усердие и рост, он снимает лавры с работы дедов. Сам же он, хоть и глубоко себе в этом не признается, уже вырос в мягкой культурной среда, не способствующей жёсткой конкуренции. Складывается ощущение после романа, что сила борьбы есть при подъёме от низа наверха, а уже там, наверху, она угасает, уходя в более тонкие сферы, раскрывая искусство, театр, музыку. Эволюция из коммерсанта в интеллегента оканчивается потерей энергии борьбы.
    Я сопереживала Томасу в конце его пути, в его одиночестве и непосильной ноше, которую он на себя взвалил. Его конфликт с братом стал очевиден - Томас борется с нежностью, воспитанной в себе благоприятной средой, отрицает ее в себе.
    Интересны его размышления и озарения о смерти, о том, что он будет жить в любом деловом и энергичном человеке, осовободившись от тела, а не в своем сыне. Одержимость энергией и деятельностью, без чувствования себя, привела к плохому концу.
    Христиан, брат Томаса, напротив, чересчур внимателен к себе. Описания его наблюдений за собственным телом и зарождающимися эмоциями тонки и проницательны. Он другой и легко отдаёт себе отчёт в том, что не способен к коммерческой деятельности. Однако фирма не даёт покоя и ему, лишая возможности попасть с театр, соприкоснуться с искусством и стать к нему причастным. И будучи натурой ранимой и хрупкой, он сдается. Его мытарства оканчиваются нелепо и логично.
    К Христиану близка жена Томаса, Герда. Но сам автор описал ее скупо, словно поклоняясь ее образу и таланту к музыке. Не ясны её мотивы, переживания. Она как сторонний наблюдатель, безучастный и бесстрастный. Иногда мне казалось, я читала нотки восхищения в словах автора, словно в ее надменность он вкладывал и своих чувства к суетности мира.
    Важный герой роман - г-жа Перманедер/Грюнлих. Два ее злополучных брака комичны и даже нелепы. Автор словно потешается над ней, искупляя свои забавы лёгкостью ее нрава и способности переносить страдания. В ее жизни приверженность семье и фирме достигает апогея, по сути заменяя ее собственную мотивацию. Она олицетворяет себя с семьей, растворяется в ней. Однако не идёт по пути утончения и искусства, оставаясь в душе мелкой мещанкой. Это и даёт ей силу и стойкость, необходимую для выживания в обществе. Томасу не хватило ее лёгкости и силы, вызванной скорее недостатком ума.
    Странное заключение напрашивается по прочтению саги - словно при переходе из одного сословного класса в другой, теряется необходимая энергия и качества, разрыв между коммерцией и интеллегенцией куда сильнее.

    Содержит спойлеры
    6
    787