Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трилогия об Августе в одном томе

Кнут Гамсун

  • Аватар пользователя
    Аноним20 ноября 2012 г.

    Эта книга, как водное пространство в штиль: сколько ни вглядывайся, ничего не увидишь, кроме легкой ряби.
    Состояние вглядывания, простите, вчитывания, как, оказалось, обладает магнетизмом. И это бессистемное хаотическое движение персонажей затянуло. И казалось бы чем: неспешное, безэмоциальное повествование, не меняющее свой темп, не зависящее от происходящих событий.

    Действие трилогии охватывает не одно десятилетие жизни провинциальной Норвегии.
    Эпизод с комедиантами-шарманщиками, странствующими артистами-лгунами, предваряющий книгу – как калька всей последующей истории жизни Эдеварта, подростка из небольшого местечка Поллен. Всё ложь, потому как жизнь – это мир, в котором все стараются обмануть друг друга. Август, его новый знакомый – символ и живое воплощение этой теории.

    Август – шутник и враль, он добр и бескорыстен, он хорошее и дурное.
    Щепетильность ему не ведома. Он легок, беззаботен, не обладает свойством быть долго несчастным из-за чего бы то ни было.
    Его душа жаждет перемен. Он нигде не задерживается, он перелетная птица, скиталец по натуре. Он будоражит и увлекает за собой, он причина всех перемен. И это понятно. Он как живая газета, как пища для малой на события жизни сельской глубинки.
    Он олицетворение прогресса, движения вперед. Но вот беда: предлагаемые и вводимые им изменения далеко не всегда носят положительный характер. Его фантазии зачастую только блеф. Так и просится на ум: миражи, миражи.
    Всегда ли на него можно положиться? Но зато он бескорыстен, трудолюбив, изворотлив. Но как может человек, который так много всем обещает, всегда держать свое слово?
    Он как разрушительная сила, но все из лучших намерений. Его труд бесплоден.
    Он вносил изменения, но в каждом отдельном случае то добро, которое он приносил, уравновешивалось последующим злом.
    Он мог потерпеть крушение в одном деле и тотчас взяться за другое. Он был сумасброд. О, это непостижимый человек, который никогда не теряется.
    Он не ведал, что творит. Он продукт своего времени.
    Вот такой он, главный герой.

    35
    158